USD/KZT 448.89  +0.07
EUR/KZT 477.93  +1.11
 KAZAKHSTAN №5, 2014 год
 Тревоги и надежды Каспийского шельфа
АРХИВ

Тревоги и надежды Каспийского шельфа


Освоение огромных ресурсов каспийского шельфа оказалось гораздо более сложным делом, чем это ожидалось в период первых коммерческих обнаружений. За последнее десятилетие он уже огорчил несколькими «сухими» скважинами, а ряд оффшорных проектов осиротел из-за ухода иностранных инвесторов. И все же в правительстве и «КазМунайГазе» не унывают: на смену западным приходят азиатские игроки, а геологоразведка стала приносить обнадеживающие результаты.

 

По данным Министерства энергетики, казахстанский сектор Каспийского моря (КСКМ) таит в себе крупнейшие доказанные запасы нефти. По результатам геолого-геофизических исследований здесь было выявлено более 400 различных структур, из которых свыше 120 считаются перспективными, имея прогнозные ресурсы в 8 млрд т условного топлива, в том числе 4,5 млрд т нефти. Это соизмеримо с совокупными запасами всех «сухопутных» месторождений Казахстана. Высокий потенциал подтверждают и независимые эксперты. Так, по оценке компании Gaffney, Cline & Associates, даже без учета запасов Северо-Каспийского проекта (Кашаган, Актоты, Кайран и Каламкас-море) ресурсы КСКМ составляют 2,3 млрд т нефти.

Исходя из геологических и других факторов, влияющих на освоение недр акватории, площадь сектора можно разделить на три зоны. В первой основными по ожидаемым перспективным ресурсам являются подсолевые верхнепалеозойские отложения. Именно здесь в 2000–2004 годах были открыты уникальные месторождения нефти и газа — Кашаган, Актоты и Кайран, которые сегодня обустраиваются в рамках Северо-Каспийского проекта. Во второй зоне, включаю-щей участки Каламкас-море, Ауэзов и Хазар, подтверждена промышленная продуктивность среднеюрских отложений. В третьей, куда входят участки Ракушечное море и Нурсултан (Н), перспективным является мезозойский комплекс.

В 2003 году, когда в Казахстане была принята Государственная программа освоения КСКМ до 2015 года, предполагалось, что уже в 2005-м только на месторождении Кашаган будет добываться 0,5 млн т, в 2010 году — 22 млн т, а в 2015 году — 60 млн т нефти. При этом ожидалось, что добыча на других блоках первого этапа начнется не позднее 2009–2010 годов. В рамках программы началось обустройство Кашагана, а также проведение геологоразведочных работ на участках Курмангазы, Тюб-Караган, Аташ, Жемчужина, «Н», Жамбыл и Жамбай. Более того, «КазМунайГаз» приступил к переговорам с инвесторами по таким перспективным объектам, как участки Дархан, Шагала, Исатай, Абай, Женис, Бобек, Сатпаев, Махамбет и другие.

Увы, не сбылось. Постоянные отсрочки в реализации Кашаганского проекта привели к тому, что уже в 2010 году программу пришлось досрочно отменить. Свою роль в этом решении сыграла и «сухая» серия в поисковых работах, названная экспертами «тюб-караганским синдромом». По результатам бурения в центральной части казахстанского шельфа Каспия пустыми оказались скважины на участках Курмангазы, Тюб-Караган и Аташ.

Начиная с весны 2012 года из морских проектов Казахстана начали выходить западные инвесторы. Первой покинула борт французская Total, официально отказавшаяся от участка Женис. Осенью того же года вернула участок Шагала итальянская Eni, а американская ConocoPhillips вышла из блока «Н» и Северо-Каспийского проекта, куда входит месторождение Кашаган. Спустя еще год от разработки блока Абай отказалась норвежская Statoil, которую после восьми лет ведения переговоров так и не устроили экономические показатели проекта.

 

Синергетический эффект

Конечно, нельзя утверждать, что казахстанская эпопея «большой нефти Каспия» — это сплошная история неудач. Так, в феврале прошлого года консорциум North Caspian Operating Company (NCOC) объявил о коммерческом открытии на месторождении Каламкас-море, извлекаемые запасы которого были оценены  в 67,6 млн т, а геологические — в 284,5 млн т. При этом, как полагают некоторые эксперты, у месторождения гораздо более серьезные перспективы — с учетом подсолевого комплекса его общие запасы могут доходить до 1 млрд т. Если все эти прогнозы оправдаются, то на фоне меньшего содержания примесей сероводорода рентабельность добычи нефти на Каламкас-море может оказаться выше, чем на Кашагане, а это значительно улучшит экономические показатели Северо-Каспийского проекта в целом.

Добычу первой нефти на месторождении Каламкас-море планируется начать в 2022 году. Оператором проекта выбрана «дочка» «КазМунайГаза» — компания «Кашаган Б.В», которая выступает в качестве агента консорциума NCOС. В то время как Shell и ExxonMobil будут оказывать консультации национальному оператору. На первой стадии, для обеспечения взаимной рентабельности, этот проект технически и технологически будет увязан с проектом Жемчужины. Коммерческая целесообразность и наличие общих акцио-неров позволят объединять разработку месторождений, чтобы избежать дублирования затрат. В будущем к единому технологическому комплексу могут быть подсоединены и другие проекты.

Что касается проекта Жемчужины, то его оператором является «Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б. В.», а партнерами по СРП выступают Shell (55%), АО «Морская нефтяная компания «КазМунайТениз» (25%) и «Оман Жемчужины Компани Лимитед» (20%). По результатам разведочного бурения, проведенного в предыдущие годы, на всех четырех структурах, входящих в эту контрактную территорию — Хазар, Ауэзов, Тулпар и Нарын, было выявлено наличие углеводородов. В частности, в марте 2013 года Государственная комиссия по запасам утвердила извлекаемые запасы нефти на месторождении Хазар в размере 31 млн т. В конце прошлого года на структуре Ауэзов по итогам испытания оценочной скважины «Ауэзов-2» были получены промышленные притоки нефти в объеме 4,6 тыс. баррелей в сутки (около 627 т/с) из верхних и 400 б/с (около 56 т) из нижних продуктивных интервалов.

 

Неоднозначный «Жамбыл»

Довольно удачно в прошлом году стартовал и проект «Жамбыл», в котором 73% принадлежит «КазМунайГазу», а 27% — корейскому консорциуму КС Kazakh B. V. В августе партнеры объявили о результатах бурения первой разведочной скважины глубиной 2 200 метров, которая подтвердила наличие в отложениях среднеюрского возраста двух перспективных на нефть и газ объектов. При их испытании был получен фонтанный приток углеводородов с дебитом, эквивалентным 60 т/с.

Организацией буровых работ занималась операционная компания ТОО «Жамбыл Петролеум». При этом использовалась новая морская буровая установка «Каспиан Эксплорер», построенная по соглашению между КМГ и корейским консорцимом в порту Курык на производственных мощностях ТОО «Ерсай Каспиан Контракторс».

В апреле текущего года партнеры продлили срок действия контракта на разведку Жамбыла еще на два года, а в июне приступили к бурению новой разведочной скважины ZT-1 на структуре Жетысу, также входящей в лицензионный участок. Ее проектная глубина составляет 2 200 м, а ориентировочный срок завершения работ намечен на осень нынешнего года.

По результатам геолого-геофизических работ, лабораторных исследований керна и пластового флюида планируется представить оперативный подсчет запасов углеводородного сырья в целом по всей структуре.

Вместе с тем уже сегодня некоторые специалисты не разделяют повышенного оптимизма по поводу успешного испытания на участке Жамбыл. По их мнению, полученный объем нефти хорош для добычи на суше, однако в условиях северо-западной части КСКМ (где расходы на тонну нефти в 2,5–3 раза выше) для рентабельной коммерческой разработки его явно недостаточно. И это несмотря на то, что Жамбыл является надсолевым объектом, а значит — более доступным и дешевым в освоении. Кроме того, полученный дебет оказался в два раза ниже, чем рассчитывали при предварительном прогнозе. Исходя из этого извлекаемые запасы едва ли составят 30 млн т.

Что ж, будем ждать результатов бурения второй скважины на Жетысу.

 

Подающие надежду «Абай» и «Сатпаев»

В текущем году в стадию практической реализации вступает проект по разведке еще одного каспийского участка — Сатпаев, который расположен в северо-западной части КСКМ.

Его оператор — ТОО «Сатпаев Оперейтинг» уже приступило к процедуре получения разрешений на начало разведочных буровых работ, которые продлятся до 2016 года. Участниками проекта являются «КазМунайГаз», которому принадлежит 75%, и индийская компания ONGC Videsh Oil c 25%. Поскольку финансирование полностью берет на себя индийская сторона, то в случае обнаружения коммерческих запасов нефти она может рассчитывать на приобретение еще 10%.

К этому событию индийцы шли очень долго. Протокол о намерениях относительно Сатпаева правительство Казахстана и ONGC подписали еще в 2005 году. Однако окончательный договор о вхождении в проект удалось заключить лишь в 2011 году в ходе визита в нашу страну Премьер-министра Индии Манмохана Сингха. За это индийская сторона заплатила бонус в размере $80 млн в то время как общие вложения ONGC могут составить $400 млн включая сумму бонуса коммерческого обнаружения (если, конечно, проект разведочных работ будет успешным и прогнозные запасы подтвердятся).

По оценкам компании, извлекаемые запасы здесь могут составить ни много ни мало 250 млн т нефти. В этом случае общая сумма капитальных расходов на промышленную разработку месторождения, с учетом строительства скважин и инфраструктуры, может достичь $9 млрд. На блоке ожидается пиковый уровень добычи в 287 тыс. б/с, однако пока неясно, как быстро это произойдет.

Необходимо отметить, что, являясь «дочкой» национальной компании Oil and Natural Gas Corp, ONGC Videsh активно скупает нефтегазовые активы по всему миру, чтобы обеспечить энергетическую безопасность Индии, сегодня импортирующей до 70% потребляемой нефти. И в этом отношении участки КСКМ являются для нее весьма желанными приобретениями. Не случайно именно эта компания выступала основным конкурентом китайской CNPC в борьбе за долю ConocoPhillips на Кашагане, пусть и проиграв в этой борьбе.

В качестве своего рода компенсации, правительство Казахстана пригласило ONGC Videsh к участию в проекте «Абай», покинутому Statoil. Необходимо отметить, что специалисты считают морской участок Абай едва ли не самым перспективным после Каламкас-море. По оценкам КМГ, его суммарные ресурсы составляют 760 млн т нефти: из них 607 млн т приходится на структуру Абай, 125 млн т — Алия и 28 млн т — Абай Южный. Все это делает проект одним из ключевых для нефтяной отрасли Казахстана. Возможные объемы годовой добычи здесь могут составить 4 млн т нефти и 0,5 млрд м3 газа.

Похоже, весьма мало беспокоят «скелеты в шкафу» и наших китайских товарищей. Они не только не побоялись заплатить серьезные деньги за участие в освоении Кашагана, войдя в проект перед началом его очередного кризисного витка, но и готовы инвестироваться в еще более рискованные разведочные морские проекты. Достаточно сказать, что в настоящее время китайско-казахстанское ТОО «Атыраумунайгаз» (дочернее предприятие АО «Мангистаумунайгаз») уже ведет работы на участках Махамбет и Бобек. Прогнозные ресурсы УВС по Махамбету, включающему девять перспективных структур, составляют 222 млн т условного топлива. Три структуры, приуроченные к юрскому комплексу отложений, выделенны на участке Бобек — Клавдия, Евгения и Евгения СВ — с наиболее вероятными извлекаемыми ресурсами нефти в объеме 32 млн т.

Приходится констатировать, что охлаждение интереса западных компаний к «большой нефти Каспия» — далеко не самая главная проблема для Казахстана. По-прежнему есть желающие приобщиться к «сокровищнице» нашего шельфа. Другой вопрос — хватит ли у них опыта и технологий для того, чтобы добиться отдачи от оффшорных месторождений, обеспечив при этом приемлемые показатели экологической и промышленной безопасности.

 

Алексей Нигай

 



Список статей
Нефть, газ и политика  Сергей Гахов 
Утилизируй это!  Сергей Смирнов 
Повод для торга  Редакционный обзор 
Дефицит заказывали?  Сергей Смирнов 
RENAULT R/EVOLUTION  Volvo Group Kazakhstan 
Лидеры дают карт-бланш  Редакционный обзор 
Пойдем на понижение?  Сергей Зелепухин 
Как удержать клиентов?  Visotsky Consulting Inc. 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem