USD/KZT 443.85  -0.46
EUR/KZT 474.3  +0.97
 KAZAKHSTAN №2, 2015 год
 Нашли магнит для инвесторов
АРХИВ

Нашли магнит для инвесторов

В 2014 году в обрабатывающую промышленность Казахстана поступил рекордный за последние три года объем ПИИ

Приток прямых иностранных инвестиций в сферу переработки увеличился в прошлом году сразу на 48%,  достигнув $3,7 млрд. Принимая во внимание курс правительства на привлечение зарубежных инвесторов в несырьевые сектора экономики, такой результат не может не радовать. Даже несмотря на то, что общий объем ПИИ в 2014 году снизился с $24 млрд до $23,9 млрд.

Как известно, старт первой пятилетки новой индустриализации сопровождался полномасштабной ревизией политики Казахстана в сфере привлечения иностранных инвесторов. Для того чтобы заявленные планы стали реальностью, республике требовалось переориентировать интересы ТНК на обрабатывающую промышленность и найти новых партнеров, которые вложили бы свои деньги и технологии именно в те сектора, которые соответствовали приоритетам государства с точки зрения диверсификации.

Сегодня, когда первая пятилетка уже позади, можно оценить, что именно было сделано и насколько успешно.

Прежде всего была создана трехуровневая система работы с инвесторами. За рубежом функции по продвижению инвестиционных возможностей Казахстана были возложены на посольства республики, кроме того, предусматривалось открытие в приоритетных странах представительств агентства KAZNEX INVEST. Правда, процесс этот долгое время пробуксовывал на уровне согласования бюджетов. И пока такое представительство имеется только в Китае, а работа агентства в других странах строилась на выездных роуд-шоу, участии в форумах и PR-работе с иностранными СМИ. В общей сложности за пять лет было проведено 31 выездное мероприятие, а количество трансляций видеороликов составило более 7 000. Что касается расширения внешнего присутствия агентства, то, по словам заместителя Председателя KAZNEX INVEST Кайрата Карманова, новые представительства должны появиться уже в этом году.

На втором уровне, центральном, с участием правительства, национальных компаний и частного бизнеса была сформирована база инвестиционных проектов, включающая 946 проектов. В общей сложности интерес к ней проявили 800 иностранных инвесторов, с которыми непосредственно работают Министерство по инвестициям и развитию и тот же KAZNEX INVEST.

Учитывая фокус программы индустриально-инновационного развития были определены шесть приоритетных стран в соответствии с их отраслевой специализацией. Это Германия (машиностроение, ГМК, химия), Франция (машиностроение, атомная энергетика, аэрокосмическая промышленность, фармацевтика), США (инновации, фармацевтика, нефтехимия), Япония (электроника и робототехника, транспортное машиностроение (автомобилестроение и судостроение, станкостроение), Южная Корея (ГМК, ИТ, машиностроение, электротехника, химия) и Великобритания (инновации, химия, ГМК).

Получив консультацию на центральном уровне, ТНК направляются непосредственно в регионы, где были созданы центры обслуживания инвесторов. При этом их работу курируют специальные заместители акимов.

С учетом повышенной степени риска при инвестировании в обрабатывающую промышленность была значительно усилена система стимулов и преференций. В частности, для проектов, предлагаемых в приоритетных отраслях, были законодательно закреплены натурные гранты, а также освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе комплектующих, сырья и запасных частей. При этом стратегическим инвесторам было обещано освобождение от земельного и имущественного налогов сроком на 7 лет, а также возмещение затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельных участков, зданий и сооружений.

А теперь давайте посмотрим, что мы получили в итоге. С учетом прошлогодних $23,9 млрд за последние десять лет в казахстанскую экономику в общей сложности уже инвестировано более $207,6 млрд. Причем начиная с 2008 года на фоне глобальных катаклизмов, сотрясающих инвестиционные рынки, мы ежегодно набираем не менее $20 млрд.

Как отметил председатель Правления АО «KAZNEX INVEST» Борисбий Жангуразов, в первой пятилетке стояла задача завести крупных инвесторов в приоритетные сектора, чтобы они стали драйверами для формирования отраслевых кластеров. В сфере машиностроения с их участием были созданы базовые предприятия по крупноузловой сборке автомобилей, железнодорожных локомотивов и комбайнов, а в металлургии — производства второго и третьего передела. К примеру, в локомотиво-строительную отрасль были привлечены инвестиции General Electric, в производство электровозов — Alstom, а в автомобильной индустрии — Hyundai Motor Company и даже Toyota.

В рамках точечной работы с ТНК, входящих в список Global 2000, в Казахстане сегодня в общей сложности работают уже 29 таких компаний, которые запустили 46 проектов на сумму $2,5 млрд.

По оценкам Казахстанского института развития индустрии, за 5 лет реализации программы ФИИР в обрабатывающий сектор привлечено в 2,9 раз больше ПИИ, чем за все предыдущие годы независимости. При этом 2014 год для сегмента обработки стал особенным — объемы ПИИ в нем увеличились на 48% по сравнению с предыдущим периодом, достигнув $3,7 млрд. А это является лучшим показателем за последние три года. Как результат, доля инвестиций в обработку увеличилась с 7% до 16%.

Несколько омрачает такую победу анализ структуры ПИИ, накопленных в целом за десять лет. В частности, 59,1%, или $122 756,1 млн, пришлось на сырьевые сектора экономики, в том числе 32,4% ($67 317,9 млн) — на проведение геологической разведки и изысканий и 26,7% ($55 438,2 млн) — на добычу полезных ископаемых. Доля обрабатывающих отраслей по-прежнему находится на уровне 10,9%, или $22 683,2 млн, из которых $18 126,1 млн освоено металлургией. Вложения ТНК в торговлю не превышают 8% ($16 583,9 млн), финансовую деятельность — 5,1% ($10 640,1 млн), строительство — 3,3% ($6 908,7 млн), сектор информации и связи — 1,9% ($4 038,2 млн), транспорт и складирование — 1,2% ($2 533,1 млн). Каплей в море выглядит объем зарубежных инвестиций в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания — $1 736,9, или 0,8%.

Практически не изменилась и географическая структура валового притока ПИИ. Так, из 123 государств, инвестирующих в настоящее время в Казахстан, основной вклад вносят Нидерланды — 29,2% ($6,9 млрд по итогам 2014 года), США — 17,1% ($4,1 млрд), Швейцария — 9,6% ($2,3 млрд), Китай — 8% ($1,9 млрд) и Россия — 6,3% ($1,5 млрд). Весьма интересно выглядит динамика Беларуси, чьи инвесторы по сравнению с 2010 годом увеличили свои капиталовложения в Казахстан в 5 раз, доведя их до $202 млн. Хотя пока это и несопоставимо с объемами стран первой пятерки.


Лакмусовая бумажка

Как бы то ни было, чиновники, отвечающие за поворот русла инвестиционных рек в сторону обрабатывающей промышленности, считают, что им это, в принципе, удается. Давайте теперь посмотрим, что думают об этом сами инвесторы. Согласно последнему исследованию инвестиционной привлекательности Казахстана, проведенному компанией EY в прошлом году, 47% уже действующих в нашей стране ТНК считают наш рынок наиболее интересным среди всех государств СНГ.

Не пропала даром и агитационная работа правительства среди потенциальных инвесторов. По итогам прошлого года лишь 21,8% из опрошенных за рубежом компаний затруднились оценить привлекательность нашей республики для ПИИ. Для сравнения: в прошлом году больше половины из них имело весьма смутное представление о возможностях Казахстана.

Самым сильным козырем нашей страны 81,2% действующих инвесторов считают макроэкономическую стабильность. Еще 79,6% выделяют политическую и социальную стабильность, 72,8% — высокий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, а 63,4% — размер внутреннего рынка, правда с учетом создания ЕАЭС.

Налоговая система Казахстана привлекает инвесторов низкими ставками корпоративного и индивидуального подоходного налогов. В то же время они отметили частые и необоснованные проверки со стороны областных и центральных налоговых органов.

Как действующие, так и потенциальные инвесторы указывают на необходимость дальнейшего совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры страны. Большая территория, отсутствие выхода к международным морским путям и неоднородная плотность населения обусловливают высокие транспортные издержки, на долю которых сегодня приходится от 8% (железная дорога) до 11% (автотранспорт) конечной стоимости товара. Это намного выше среднего показателя развитых стран (4%–4,5%).

74,3% инвесторов не готовы назвать нашей сильной стороной имеющуюся административную среду. Несмотря на высокий уровень политической стабильности, страна сталкивается с такими проблемами, как коррупция и бюрократия. И хотя за последние годы ее деловой климат значительно улучшился, однако еще многое предстоит сделать, особенно в плане борьбы с коррупцией.

По сравнению с результатами предыдущего опроса значительно возросла уверенность инвесторов в экономических перспективах. Почти половина респондентов прогнозирует, что в ближайшие три года Казахстан станет еще более привлекательным с инвестиционной точки зрения. Редкое единодушие в этом вопросе демонстрируют как существующие (55% опрошенных), так и потенциальные инвесторы (42,6%).

Все больше инвесторов ожидают подъем агробизнеса Казахстана. О хороших перспективах отрасли свидетельствуют уровень внутреннего спроса и экспортный потенциал страны. С учетом этого правительство разработало программу «Агробизнес-2020», которая предусматривает увеличение объема государственных субсидий сельхозпроизводителям в 4,5 раза. Ожидается, что Казахстан также воспользуется новыми возможностями для экспорта сельскохозяйственной продукции в государства Центральной Азии и Китай.

Вместе с тем 17% опрошенных говорят об ужесточении конкурентной борьбы, с которой может столкнуться Казахстан. Согласно прогнозам, интерес инвесторов будет преимущественно направлен на потребительские рынки группы БРИК и других динамично развивающихся стран, включая Турцию. Учитывая этот фактор, Казахстан должен уделить особое внимание развитию своего внутреннего рынка, прежде всего за счет стимулирования спроса. Что касается бизнеса, то ему необходимо понять, какие товары могут понадобиться растущему среднему классу завтра, чтобы начать предлагать их по доступной цене уже сегодня.

Список областей, в которых по мнению инвесторов нужны первоочередные улучшения, остается неизменным. Среди них создание стабильных условий для бизнеса, дальнейшее развитие инфраструктуры, раскрытие кадрового потенциала, а также обеспечение независимости судебной системы.

 

Чего ждать инвесторам от второй пятилетки

Как известно, в прошлом году в законодательство Казахстана был внесен целый пакет изменений, предусматривающий новые меры поддержки инвесторов со стороны государства. Ряд этих мер вступил в силу с 1 января текущего года.

В целом все стимулы, предлагаемые в рамках второй пятилетки, можно разделить на три пакета. Первый предусматривает освобождение от таможенных пошлин на импорт оборудования, сырья и материалов. Кроме того, инвесторам предоставляются натурные гранты от государства, включая земельные участки. Для получения этих льгот необходимо инвестировать в один из 283 приоритетных видов деятельности, за исключением игорного бизнеса, недропользования, а также производства под-акцизных товаров.

Второй и третий пакеты разработаны специально для реализации проектов размером не менее $20 млн в шести отраслях, признанных приоритетными в рамках второй пятилетки (производство продуктов питания, индустрия строительных материалов, машиностроение, металлургия, химическая промышленность и нефтеперерабатывающий комплекс). При этом компания, претендующая на преференции, должна быть зарегистрирована в органах юстиции не ранее 1 года, до подачи заявки на их получение. То есть фактически речь идет о новых проектах и новых инвесторах. Подпадающие под эти требования могут получить налоговые преференции: освобождение от уплаты КПН (на 10 лет), земельного налога (10 лет) и налога на имущество (8 лет). Дополнительно инвестору предоставляется право на привлечение иностранной рабочей силы. Более того, государство гарантирует стабильность при изменении ставок налогового законодательства и законодательства в сфере привлечения иностранных специалистов.

Наконец, третий пакет предусматривает инвестиционные субсидии в виде компенсации государством до 30% затрат инвестора на строительно-монтажные работы и оборудование. Правда, для того, чтобы ими воспользоваться требуется отдельное постановление правительства.

В целом можно констатировать, что с точки зрения стимулов на данный момент наша страна действительно может считаться лидером не только на региональном, но и мировом уровне.

Не забыли про инвесторов и в рамках нового Плана нации, который включает 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ, озвученных Нурсултаном Назарбаевым после проведения внеочередных президентских выборов весной текущего года.

Так, весьма актуальным для ТНК является решение о создании отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. В частности, предусматривается организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов, а также формирование в Астане международного арбитражного центра на примере дубайского опыта. Этот центр станет частью международного финансового центра Астаны (AIFC), который получит специальный статус, закрепленный в Конституции Казахстана. По замыслу президента, обладая собственной независимой судебной системой и юрисдикцией, которая будет функционировать на принципах английского права, AIFC сможет стать финансовым хабом для стран СНГ, а также всего региона Западной и Центральной Азии.

В рамках индустриализации в перерабатывающий сектор планируется привлечь, как минимум, десять ТНК, способных запустить производство товаров с выходом на мировые рынки. В приоритетных секторах будут созданы стратегические партнерства с «якорными инвесторами» (по примеру «Эйр Астаны», «Тенгизшевройл», завода по строительству локомотивов КТЖ). В дальнейшем доля государства в этих совместных предприятиях будет выведена на IPO. Речь идет о таких направлениях, как развитие туристических кластеров, содержание и развитие транспортной инфраструктуры, энергосбережение.

Ждут стратегических инвесторов и в агропромышленном комплексе, в частности в производстве и переработке мяса, а также молока и молочной продукции. Основная задача — развитие сырьевой базы и выход на экспорт с готовым товаром. В частности, в молочной сфере в течение трех лет необходимо обеспечить реализацию на рынках стран СНГ до половины выпускаемой продукции. В этом вопросе руководство Казахстана рассчитывает на развитие кооперативного производства на селе с использованием опыта новозеландской Fronterra и датской Arla.

 

Тренды глобальные и региональные

И в заключение по традиции сверим инвестиционные часы Казахстана с тем, что происходит в мире и региональными трендами. По данным «Доклада о мировых инвестициях 2014», обнародованного Конференцией ОНН по торговле и развитию (UNCTAD), в 2013 году глобальный поток ПИИ увеличился на 9% и составил $1,452 трлн. Ожидается, что в 2015 году этот показатель возрастет до $1,7 трлн, а в 2016-м — до $1,8 трлн при сравнительно более быстром росте в развитых странах. Вместе с тем нестабильная ситуация на некоторых формирующихся рынках и риски, связанные с политической неопределенностью, могут отрицательно сказаться на предполагаемом оживлении ПИИ.

В своем исследовании эксперты UNCTAD представили ряд инвестиционных тенденций в мировой экономике. Прежде всего очевидно, что наиболее бедные развивающиеся страны стали меньше зависеть от природных ресурсов с точки зрения привлечения ПИИ. По их мнению, это признак диверсификации экономики, а также активизации негосударственных организаций во встраивание в международную систему разделения труда. При этом сегодня развивающиеся страны и государства с переходной экономикой формируют половину списка 20 крупнейших получателей ПИИ.

Второй момент заключается в том, что частные инвестиционные компании по-прежнему занимают выжидательную позицию. Как результат, объем неразмещенных средств у них достиг рекордного уровня в $1,07 трлн, а их доля в трансграничных M&A составила лишь 21%, что на 10 процентных пунктов ниже максимального значения 2007 года. Такая осторожность крупных частных инвесторов говорит об их недоверии к правительствам принимающих стран и непредсказуемости макроэкономической политики.

На этом фоне все более активную позицию занимают государственные ТНК. По оценке UNCTAD, сегодня в мире существует не менее 550 госкорпораций, насчитывающих более 15 000 зарубежных филиалов и имеющих иностранные активы на сумму свыше $2 трлн.

Что касается мер в сфере инвестиционной политики, то большинство из них по-прежнему направлено на поощрение и либерализацию инвестиций. Так что здесь Казахстан не является исключением. В качестве негативной тенденции эксперты обращают внимание на то, что инвестиционные стимулы прежде всего нацелены на задачи экономического роста и в меньшей степени — на устойчивое развитие. Правительства широко используют стимулы в качестве инструмента политики для привлечения инвестиций, несмотря на постоянную критику таких мер, как экономически неэффективных и вызывающих нерациональное распределение государственных средств.

Если говорить о региональных трендах, то похоже, для Казахстана сейчас настал момент истины. Согласно последним данным того же UNCTAD, по итогам 2014 года приток ПИИ в переходные экономики сократился более чем вполовину — до $45 млрд. При этом иностранных инвесторов, особенно западных, сдерживали геополитический конфликт, антироссийские санкции и негативные прогнозы по экономическому росту нашего региона. Как результат, по оценкам экспертов, ПИИ в Россию упали на 70% – до 19 млрд, Украина вообще ушла в минус – на $0,2 млрд, тогда как инвестиции в Казахстан и Азербайджан оставались на высоком уровне. В такой ситуации, если нашей стране действительно удастся удержать свой статус островка экономической стабильности и одновременно сохранить доступ на соседние рынки, мы имеем все шансы перетянуть на себя существенную часть регионального инвестиционного одеяла.  

Сергей Гахов



Список статей
Как хранить время  Людмила Богуш-Данд 
Дайте людям близкие цели!  Владимир Волошин 
Экономике нужны стимулы  Редакционный обзор 
Этот дивный новый мир  Редакционный обзор 
Давление внешних шоков  Редакционный обзор 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem