USD/KZT 479.38 
EUR/KZT 531.63 
 KAZAKHSTAN №6, 2015 год
 ФОРУМ. Казсодержание и послабления
АРХИВ

Казсодержание и послабления

Отмена преференций для отечественных производителей в связи с вступлением в ВТО стала лейтмотивом обсуждений на прошедшем в Алматы форуме«Актауская декларация: синергия и локализация». Чтобы усилить конкурентоспособность наших предприятий власти предлагают недропользователям дополнительные механизмы повышения казахстанского содержания.

Как известно в 2012 году три крупных оператора казахстанских нефтегазовых месторождений – «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.» (НКОК), ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» (КПО) и национальная компания «КазМунайГаз» подписали так называемую Актаускую декларацию. Этот документ должен был обеспечить механизм объединения программ, операторов и инвесторов с целью развития казсодержания. В его рамках операторы совместно разработали список наиболее приоритетных товаров, которые будут приобретаться на долгосрочной основе. Кроме того, было предусмотрено создание местных производств по тем позициям, которые экономически целесообразно выпускать в Казахстане. В этот список вошло оборудование для повышения нефтеотдачи пластов, контрольно-измерительные приборы, теплообменники, электротехническое оборудование, трубная продукция и др.

Однако теперь, когда Казахстан вступил в ВТО, само понятие «казахстанский производитель» должно измениться. И после 2021 года, когда соглашения ВТО войдут в полную силу, из норм законодательства будут исключены требования о местном содержании в товарах и условная скидка в 20%. В связи с этим, открывая нынешнее мероприятие, вице-министр энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев заявил о необходимости введения дополнительных механизмов повышения казсодержания, чтобы помочь нашим производителям в переходный период. «По ряду товаров уже есть результаты сотрудничества, но надо понимать, что предприятия, создающиеся на территории страны, должны иметь поддержку со стороны наших недропользователей, чтобы проект мог встать на ноги».

Правительство рассчитывает, что недропользователи пойдут навстречу и в Казахстане появятся новые производства. В качестве ответного жеста за поддержку местного содержания, по словам вице-министра, могут быть предусмотрены смягчение экологического законодательства и отмена квот на привлечение иностранной рабочей силы.

В свою очередь, недропользователи огласили несколько механизмов повышения казсодержания. Во-первых, это использование т. н. ранних тендеров, о которых в ходе пленарного заседания форума рассказал управляющий директор по контролю тендерных процедур и закупок ТОО «PSA» Мурат Журебеков. По сути, речь идет о фьючерсных контрактах, для того чтобы компании могли наладить производство и обеспечить поставку на будущее. Главное условие такого тендера – товары должны быть произведены в Казахстане. К примеру, компания «Тенарис» поставляет ТОО «PSA» трубные изделия для Кашаганского проекта. Заказчик продлил контракт на 5 лет в обмен на создание завода по нарезке труб в Актау. В результате сегодня в республике строится новое предприятие, которое будет выпускать востребованный недропользователем товар. По словам г-на Журебекова, если казахстанский производитель заключит контракт на поставку тех же клапанов по итогам тендера, то у него появится возможность продлить его на 5 лет и наладить за это время производство.

Кроме того, компания «PSA» намерена добиться того, чтобы продукция, заявленная как казахстанская, действительно производилась в нашей стране. «Средства индивидуальной защиты, казалось бы, произведены в Казахстане. Однако мы изучили более подробно этот вопрос, и выяснилось, что многие компании заказывают это все в Китае и Индии, а шьют только лейбл «Сделано в Казахстане». По этим тендерам именно оператор будет следить, чтобы все было от «А» до «Я» сделано в Казахстане. Не только простая обувь, но и ботинки, и каски, и более сложные вещи», – заявил г-н Журебеков.

Другим способом повышения доли местного содержания является заключение длительных контрактов, когда первоклассным западным поставщикам предоставляется в качестве бонуса длительный гарантированный сбыт, стимулируя создание локальных производств внутри Казахстана. По словам управляющего директора по развитию бизнеса НК «КазМунайГаз» Серика Кеулимжаева, сегодня такая форма контракта становится все более распространенным инструментом поддержки отечественных производителей.

Высокой долей местного содержания в закупках своей компании похвастал генеральный директор «Тенгизшевройл» Тим Миллер. Он отметил, что с учетом закупок, произведенных в первой половине 2015 года, ТШО приближается к объему казахстанских поставок на уровне $2 млрд. Всего же с начала своей деятельности компания потратила на приобретение отечественной продукции более $19 млрд. В то же время г-н Миллер отметил, что при работе с местными поставщиками нередко возникают такие проблемы, как позднее реагирование на запросы, незнание тендерных процессов, неполное или неправильное заполнение требуемых форм, неконкретность цен, отсутствие технических сопроводительных документов и неготовность принять условия недропользователя. По его словам, зачастую поставщик владеет ограниченными или минимальными проектными возможностями ввиду отсутствия опыта в области нефти и газа. В таких случаях недропользователь рекомендует получать поставки через субподряд или же искать партнеров, у которых больше ресурсных возможностей для работы.

Как оказалось, у казахстанских поставщиков тоже есть претензии к потенциальным заказчикам. Работу нефтедобывающих компаний по повышению казсодержания раскритиковал советник акима Кызылординской области Евгений Ким. Спад инвестиций в его регионе в текущем году составил примерно 50%, при этом Международное энергетическое агентство прогнозирует, что вложения в нефтегазовые проекты сократятся на 20%. В качестве примера защитных мер г-н Ким привел опыт Саудовской Аравии, где для того, чтобы иностранные предприятия участвовали в качестве подрядчиков в нефтегазовой сфере, им требуется иметь несколько местных партнеров. Данное требование страна защитила в 2005 году при вступлении в ВТО. В Казахстане же этой нормы нет.

«Мы слышали несколько раз, что у нас создаются производства. Например завод компании «Тенарис». Конечно, это приветствуется, считается, что это уже огромный шаг. Вместе с тем «Тенарис» – крупный мировой производитель, поставщик дешевой сварной трубной продукции. Есть ли там казахстанский партнер – это вопрос. Останутся ли технологии в Казахстане, будет ли делиться с нашими местными компаниями – тоже вопрос. Не стоит забывать, что мы являемся частью евразийского рынка. Естественно, российские крупные инжиниринговые и сервисные предприятия также зайдут к нам на рынок и, вполне возможно, будут выдавлены казахстанские компании, которые предоставляют какие-то услуги и товары».

По его словам, кызылординские компании, которые сейчас успешно участвуют в тендерах в Алжире и Кувейте, так и не смогли получить заказы внутри Казахстана. И проблема здесь не в преференциях, а в создании прозрачных правил игры. Вопрос справедливых тендеров имеет еще и социальное значение. К примеру, только в кызылординских нефтесервисных компаниях работают 30 тыс. человек. И в связи с сокращением работ трудоустройство этих людей большим бременем ложится на акимат.

Для того чтобы разрешить дилемму между недропользователями и поставщиками товаров и услуг, необходимы не только преференции и призывы покупать казахстанское, но и хорошо продуманная комплексная программа, которая будет реализовываться совместными усилиями всех уполномоченных ведомств. 

Вопросы местного содержания можно решить и через офсетное сотрудничество, которое предполагает предоставление определенных крупных заказов, прав недропользования в обмен на открытие новых заводов, предоставление технологий, обучение наших кадров. Если иностранная компания получает выгоду в стране, то она должна сделать определенные вложения в ее развитие. Такая политика широко распространена в мире, законы о ней действуют в Польше, Израиле, Индии и других странах. С прошлого года законопроект об «офсетной политике» разрабатывается и в Казахстане. И сейчас, когда речь идет об отмене преференций отечественным производителям, этот документ становится весьма актуальным.

Законопроект «Об офсетных соглашениях» разработан в 2014 году в целях совершенствования национальной системы развития казахстанского содержания. Внедрение офсетной политики позволит добиться вливания иностранных инвестиций в локализацию производства через создание СП по выпуску высокотехнологичной продукции, а также получение современных наукоёмких технологий. Офсетное соглашение в большинстве случаев заключается параллельно с основным контрактом на поставку высокотехнологичной и дорогостоящей продукции. Этот вид компенсационных сделок широко распространен в сфере торговли вооружениями и военной техникой и представляет собой фактически легализованную форму выражения «благодарности» компаниями за покупку у них различной продукции.

Римма Ивахникова

 



Список статей
СТРАТЕГИЯ. Рост, реформы, развитие  Нурсултан Назарбаев 
ЛИДЕР ЭКОНОМИКИ. Алюминиевые перспективы  Казахстанский электролизный завод 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem