USD/KZT 444.32  -1.34
EUR/KZT 473.33  -1.25
 KAZAKHSTAN №6, 2012 год
 Евразийские рецепты для глобальной энергетики
АРХИВ
Евразийские рецепты для глобальной энергетики
 
 

Редакционный обзор

 
 

Формирование устойчивого энергетического будущего – именно этой важной и полемичной теме был посвящен VII Евразийский энергетический форум KAZENERGY, который прошел в начале октября в Астане. В его рамках ведущие эксперты из 60 стран обсудили вызовы, стоящие перед глобальным энергетическим сообществом, и оценили вклад, который Казахстан может внести в решение этих проблем.

 
 

Выбор нынешней повестки дня Форума был сделан далеко не случайно. Долговые проблемы европейских государств, политический хаос на Ближнем Востоке и в Северной Африке, рост напряженности в Персидском заливе, валютные войны, волатильность цен на энергоносители и рост теневой экономики – все эти наблюдаемые сегодня факторы негативно воздействуют на устойчивое развитие мировой энергетики.

 
 

При этом наша страна, как заявил в своем приветствии делегатам форума Премьер-министр Казахстана Серик Ахметов, будучи надежным энергетическим партнером, соединяющим Восток и Запад, играет важную роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности: «Мы понимаем, что даже с учетом текущей мировой экономической неопределенности спрос на энергоресурсы будет расти. Поэтому мы намерены и далее способствовать диверсификации маршрутов транспортировки энергоресурсов и конечных рынков потребления». Вместе с тем достижение максимального производственного потенциала в Казахстане зависит от его возможности привлекать новые инвестиции. В этой связи правительство постоянно работает над совершенствованием инвестиционного климата и обеспечением условий для взаимовыгодного государственно-частного партнерства, стремясь диверсифицировать капиталовложения не только в добычу сырья, но и в его глубокую переработку.

 
 

Как заявил Премьер, Казахстан уделяет все большее внимание развитию альтернативной энергетике. Так, он сослался на программу партнерства «Зеленый мост», которую инициировал глава государства. Направленная на внедрение «зеленых» принципов и технологий и предусматривающая активное привлечение к этой работе бизнеса, она будет способствовать налаживанию партнерства между Европой и Азией, а также преодолению технологического разрыва между развитыми и развивающимися государствами.

 
 

По словам г-на Ахметова, сегодня правительство оказывает поддержку нескольким крупным проектам в сфере возобновляемых источников. В стране принята программа энергосбережения и энергоэффективности, которая нацелена на уменьшение энергоемкости экономики на 10% к 2015 году и на 25% к концу текущего десятилетия.

 
 

«Без сомнения, угроза энергетической безопасности и экологической устойчивости требует от мира применения соответствующих превентивных мер, а их реализация – глобальной сплоченности. Только совместными усилиями мы сможем противостоять энергетическим вызовам XXI века», резюмировал Премьер-министр РК.

 
 

Вызовы и перспективы

 
 

По мнению присутствующих на форуме международных экспертов долгосрочными факторами, формирующими картину мира в эпоху перемен, является увеличение населения, доступ к новым технологиям, рост благосостояния и объема международной торговли.    

 
 

Так, по оценке Старшего вице-президента компании ЭксонМобил Марка У. Альберса, к 2040 году население планеты увеличится более чем на 25% и достигнет 8,7 млрд человек. При этом общечеловеческое стремление к более высокому уровню жизни будет означать, что в течение следующих 30 лет размеры глобальной экономики увеличатся более чем в два раза. «Такой впечатляющий рост повлечет за собой необходимость в доступных и надежных источниках энергии. По нашим прогнозам, к 2040 году глобальный спрос на энергоресурсы будет примерно на 30% выше существующего, даже с учетом экономии в результате более рационального использования энергии».

 
 

Экс-президент Болгарии Петро Стоянов отметил, что, для того чтобы обеспечить всеобщий доступ к энергоресурсам в 2030 году, будут необходимы ежегодные инвестиции в размере $48 млрд. Однако, если судить по текущей ситуации, к тому времени их уровень составит только $14 млрд в год. Как результат, к 2030 году 1 млрд людей не будут иметь доступа к энергии. «Мне кажется, что только эти факты сами по себе подтверждают необходимость нынешнего форума в Астане, работа которого должна быть направлена на анализ главнейшего из всех вопросов: как устойчивое гуманное развитие энергетики может способствовать улучшению условий жизни людей во всем мире».

 
 

В этой связи, как считает депутат парламента Индии, экс-заместитель Генерального секретаря ООН по коммуникациям и общественной информации Шаши Тарур, любое обсуждение геополитических факторов в области энергоносителей должно начинаться с признания того, что в мире «нет достаточного предложения, чтобы обеспечить спрос».

 
 

С ним согласен и Председатель Правления АО НК «КазМунайГаз» Ляззат Киинов, который заявил, что турбулентность мировой экономики не только не снизила объемы потребления нефти, но и усилила потребность в энергоресурсах. При этом структура спроса на отдельные энергоносители постепенно меняется. На повестке дня стоит вопрос сохранения лидирующей позиции потребления жидких углеводородов по отношению к природному и сланцевому газу и отчасти к ВИЭ. Так, по прогнозам Международного энергетического агентства, к 2035 году доля нефти в общем объеме энергопотребления упадет с текущих 35% до 27–28%.

 
 

Среди относительно новых трендов г-н Киинов также выделил резкий скачок производства нефти и газа в США, появление прорывных технологий добычи на сланцевых месторождениях, планомерное увеличение квот членами ОПЕК и замедление спроса на энергоносители со стороны Китая и стран Юго-Восточной Азии. Все это уже сегодня серьезно меняет глобальное распределение центров потребления и предложения.

 
 

Важной тенденцией, озвученной в ходе форума, можно назвать достижение пиковых показателей добычи в некоторых нефтегазоносных регионах мира и рост производства энергоносителей странами, не входящими в ОПЕК. И хотя влияние картеля на конъюнктуру рынка остается существенным, все большую роль начинают играть крупные независимые производители.

 
 

Последний факт, по словам представителя МЭА Ульриха Бентербуша, открывает перед нашей республикой огромные перспективы. «В долгосрочном сценарии мы ожидаем, что общий объем экспорта из Казахстана к 2035 году практически удвоится и достигнет 3,5 млн б/д, что сделает страну четвертым крупнейшим производителем нефти в мире. При этом реальные темпы развития будут зависеть от таких факторов, как масштабы инвестиций, сложность финансирования проектов и создание соответствующей транспортной инфраструктуры».

 
 
Между Востоком и Западом
 
 

О том, насколько текущая ситуация в отечественном нефтегазовом секторе соответствует ожиданиям международных экспертов, рассказал министр нефти и газа Сауат Мынбаев. По его словам, на данный момент доказанные запасы жидких углеводородов в Казахстане составляют порядка 5,3 млрд т и по данному показателю мы сейчас занимаем десятую позицию в мире. Вместе с тем, наличие десятков разведочных контрактов позволяет надеяться на увеличение этой цифры.

 
 

Что касается прогнозов добычи, то, при условии своевременной и успешной реализации трех крупнейших проектов, включая 2-й этап освоения Кашагана, проект будущего роста ТШО и 3-ю фазу Карачаганака, ее объем к 2025 году будет доведен с текущих 81 млн т до, как минимум, 135 млн т. При этом, как отметил г-н Мынбаев, это достаточно осторожная оценка, поскольку не учитывает возможные объемы добычи по тем 65 разведочным контрактам, работы по которым продолжаются в данный момент. «Разумеется, часть структур окажется сухими, но по какой-то части, запасы будут подтверждены, и они, безусловно, перейдут на этап добычи». В то же время гипотетический срыв трех вышеназванных мегапроектов может привести к тому, что уже в 2015 году наша добыча пойдет на спад. Конечно, Казахстан стремится этого не допустить, для чего «требуется слаженная работа с нашими инвесторами-партнерами».

 
 

Прежде всего это относится к Кашагану. В мае текущего года было подписано соответствующее соглашение об урегулировании всех вопросов первого этапа, а потому долгожданная коммерческая добыча должна начаться в период с января по июнь 2013 года. Если же говорить о второй фазе, то министерство ждет от консорциума внесения соответствующих документов: «Очевидно, что там будет ряд подэтапов. Подготовительная работа идет».

 
 

Успешно завершены и переговоры по урегулированию спорных вопросов, а также приобретению «КазМунайГазом» 10%-ной доли в Карачаганакском проекте. Вместе с тем конкретные параметры его расширения в рамках 3-й фазы требуют обсуждения с Россией, поскольку значительный объем сырого газа планируется поставлять на переработку на Оренбургский ГПЗ.

 
 

Если говорить о так называемом Проекте будущего роста ТШО, то сейчас он находится на рассмотрении у акционеров. Причем, как отметил глава Миннефтегаза, предварительный анализ свидетельствует, что он соответствует интересам республики.

 
 

Перейдя к экспортным возможностям Казахстана, г-н Мынбаев напомнил, что подавляющая доля прироста энергопотребления в ближайшие 20 лет придется на страны, не входящие в ОЭСР: Китай, Индию и другие. При этом потребление в Европе и США стабилизируется прежде всего благодаря эффективной энергосберегающей политике, проводимой в этих регионах. Данные прогнозы позволяют вполне конкретно определить место нашей республики в общей системе координат глобального энергетического рынка.

 
 

Казахстан находится как раз в центре между ключевыми рынками потребления нефти – ЕС и Китаем. Возможны поставки и на другие дальние рынки с выходом через Черное море или по трубе Баку – Тбилиси – Джейхан на Средиземноморье, не говоря уже о рынках ближайших соседей – Узбекистана, Афганистана и других. «Тем не менее, с точки зрения объемов экспорта, главные экспортные рынки для нас – это ЕС и КНР».

 
 

Неудивительно, что основные планы развития своей транспортной инфраструктуры Казахстан связывает с расширением КТК (ориентированного на европейские рынки и являющегося наиболее эффективным направлением с точки зрения netback цены), а также Казахстанско-Китайского трубопровода. Пропускная мощность первого из них уже в 2015 году будет увеличена с текущих 29 млн т до 52 млн т. Что касается ККТ, то, как уверяет г-н Мынбаев, технически осуществить запланированное расширение с 11 млн до 20 млн т можно будет очень быстро. И камнем преткновения здесь, по всей видимости, является лишь обеспечение соответствующей ресурсной базы.

 
 

И все же наиболее эффективно свою роль энергомоста между Европой и Азией (на чем в начале форума так настаивал Серик Ахметов) Казахстан играет в сфере транзита газа. Так, по трубопроводу Средняя Азия – Центр через нашу территорию в направлении европейской части России сегодня транспортируется 19,15 млрд м3 узбекского и туркменского газа. Что касается китайского маршрута, то трафик по газопроводу Казахстан – Китай достиг в 2012 году 34 млрд м3. При этом предполагается дальнейшее расширение его мощности до 65 млрд м3. По словам Саута Мынбаева, соответствующее соглашение в настоящее время проходит внутригосударственные процедуры.

 
 

При этом следует отметить, что сегодня вряд ли уместно рассчитывать на превращение Казахстана в глобального газового экспортера. Об этом свидетельствуют прогноз роста внутреннего потребления с 12,1 млрд в 2012 году до 21 млрд м3 – в 2030-м, а также тот факт, что большая часть попутного газа по-прежнему будет закачиваться обратно в пласты.

 
 

Вместе с тем г-н Мынбаев не исключает, что возможные изменения в технологиях добычи и обратной закачки могут значительно улучшить текущее положение дел в этой сфере. Наглядный тому пример – ситуация в США: благодаря развитию инноваций и наличию соответствующих общественно-экономических условий эта страна превратилась из традиционного импортера в экспортера газа.

 
 
Советы здравого смысла…
 
 

Вообще, североамериканская сланцевая революция фигурировала в выступлениях очень многих спикеров форума. Вот только несколько наиболее красноречивых из озвученных ими фактов. Если еще 10 лет назад на долю сланцевого газа в США приходилось всего 2% добычи, то уже сегодня этот показатель достиг 37% и продолжает расти. Если еще 5 лет назад ожидалось, что Штаты станут чистым импортером природного газа, то сегодня речь идет уже о собственных запасах, которых хватит, чтобы обеспечивать потребление на 100 лет вперед. Уровень годовой добычи американского сланцевого газа уже превысил 100 млрд м3 и, по прогнозам, к 2030 году достигнет 300 млрд м3.

 
 

Все это уже привело к спаду цен и полному изменению фундаментальных условий развития мирового газового рынка. Как пример, российский «Газпром» отложил разработку крупнейшего месторождения Штокман, поскольку партнеры проекта хотели экспортировать его в виде СПГ в США, а теперь это стало просто экономически нецелесообразно. Благодаря освоению сланцевого газа, цена СПГ в США сейчас составляет всего $2,2 за 1 млн британских термоединиц (МБТЕ), тогда как в Японии – $16/МБТЕ, а тот же «Газпром» поставляет газ в Европу по $10/МБТЕ.

 
 

Специалист по энергетической безопасности Platts Джон Робертс обратил внимание на тот факт, что главным драйвером сланцевого прорыва США стали не крупные национальные игроки, а средние и малые частные компании, которые сумели разработать и внедрить соответствующие инновации. В этой связи, по его мнению, очень важно развивать партнерство между частным сектором, который имеет очень большой потенциал роста, и госсектором, обладающим ресурсами и регуляторным потенциалом для создания благоприятной бизнес-среды.

 
 

В свою очередь, Шаши Тарур заявил, что 80% запасов УВС сейчас находится в руках национальных игроков. Сегодня насчитывается 13 государственных компаний, которые по своим запасам опережают одну из крупнейших транснациональных корпораций – ЭксонМобил. «Это означает, что государственные решения имеют ключевое воздействие на то, как разрабатываются, добываются, перерабатываются и продаются мировые энергетические ресурсы».

 
 

А потому далеко не случайно, что в своем выступлении на форуме Ренато Бертани, новый президент Всемирного нефтяного совета (ВНС), обозначил восемь основных принципов взаимодействия ТНК и национальных правительств, способных обеспечить устойчивое развитие энергетического сектора. Так, во-первых, нефтяные компании должны поддерживать разумную доходность. «Для многих прибыль до сих пор звучит как нечто негативное. Однако быть ответственно прибыльным – это, пожалуй, самый лучший способ обеспечить, чтобы гигантский объем капитала, который потребуется инвестировать в нефтегазовой отрасли, действительно был реализован». Во-вторых, оставаясь прибыльной, отрасль должна возвращать материальные блага обществу. Это необходимо делать в виде налогов, роялти, обеспечения занятости, найма персонала и уважения интересов местных сообществ. Третий принцип – стремление к нулевым показателям с точки зрения количества аварий, связанных с травмами и ущербом экологии. И последнее, но не менее важное условие – бизнес должен добиваться доверия общества, осуществляя свою деятельность этично и максимально прозрачно.

 
 

Что касается правительств, то они со своей стороны должны разработать четкие и справедливые правила в отношении налогообложения и условий контрактов, чтобы компании могли работать в стабильном инвестиционном климате. Второй принцип – недискриминационный доступ всех нефтяных компаний к новым геологоразведочным блокам и территориям. В-третьих, государство должно установить жесткие правила в отношении охраны здоровья, безопасности окружающей среды и требовать их четкого исполнения компаниями. Последний принцип заключается в том, что правительствам необходимо обеспечивать такое развитие и рост местных сервисных предприятий и поставщиков товаров и услуг, чтобы они могли делать бизнес не только в условиях национального протекционизма, но и были бы конкурентоспособны в глобальном масштабе.

 
 
…и авансы от ВНС
 
 

По словам Ренато Бертани, сегодня в Казахстане достаточно эффективно соблюдается баланс вышеназванных принципов и интересов сторон. Глава Совета весьма позитивно оценил перспективы развития отечественной нефтегазовой отрасли, которая «будет продолжать расти, а сама республика – вносить существенный вклад в обеспечение устойчивого, надежного, безопасного производства и поставок нефти на мировые рынки».

 
 

Подтверждением того, что статус нашей страны в энергетической системе координат продолжает укрепляться, стало то, что в рамках форума впервые в истории Казахстана состоялось заседание Национального комитета Всемирного нефтяного совета, в котором республика представлена Ассоциацией Kazenergy. По его результатам был принят ряд решений, в том числе об учреждение Фонда наследия для оказания финансовой поддержки социальным программам, средства которого будут инвестироваться в социальную инфраструктуру стран–членов совета, в частности, для реализации образовательных программ профессионального обучения и переподготовки.

 
 

С учетом последних тенденций в сфере социальной ответственности бизнеса это весьма своевременное решение, и его результаты должны быть ощутимы уже в ближайшее время. Кроме того, в ходе переговоров Председателя Ассоциации KAZENERGY Тимура Кулибаева и президента ВНС Ренато Бертани была достигнута договоренность о проведении в Астане семинара Всемирного нефтяного совета, посвященного вопросам развития казахстанского содержания и трансферта технологий.

 
 

Кстати, на пресс-конференции по итогам первого заседания Ренато Бертани заявил, что Астана рассматривается как серьезный кандидат на проведение Всемирного нефтяного конгресса в 2017 году. «Без сомнения могу сказать, что Казахстан полностью готов принимать мероприятия такого ранга. Если Казахстан направит свою заявку, мы ее примем с открытыми объятиями, хотя решение по этому вопросу ВНС будет принимать открытым голосованием».

 
 


Список статей
У заветной черты  Редакционный обзор 
По статусу и тарифы…  Редакционный обзор 
ВИЭ как предчувствие  Редакционный обзор 
Перед нами новые рубежи  Еркебулан Ильясов 
Зимние шины – каждой машине!  Наталья Волошина 
На банковском фронте без перемен  Редакционный обзор 
Зерновой перевал  Редакционный обзор 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem