USD/KZT 523.58  +0.41
EUR/KZT 549.71  -0.34
  KAZAKHSTAN №6, 2014 год
 Страновое самочувствие
АРХИВ

Страновое самочувствие

Как известно главной целью стратегии «Казахстан-2050» определено вхождение республики в число 30 самых развитых стран мира. Задача эта, безусловно, правильная, хотя и весьма амбициозна. Ведь на данный момент во многих глобальных рейтингах мы по-прежнему находимся даже ниже первой пятидесятки. Конечно, можно спорить об объективности этих исследований, тем не менее, они рисуют вполне определенную картину наших сильных и слабых сторон.

 

Вслед за Россией

Самую лучшую позицию Казахстан занимает в рейтинге стран и территорий мира по объему валового внутреннего продукта, который составляется Всемирным банком. Согласно последним доступным данным (декабрь 2014 года) из 192 ранжируемых государств мы занимаем 46-е место с результатом более $231,8 млрд. При этом Казахстан расположился между Ирландией и Ираком, пропустив вперед из постсоветских стран только Россию. У нашего главного партнера по Таможенному союзу этот показатель равен $2 096,77 млрд, что позволило РФ занять 9-ю строчку, оставив позади ряд стран ЕС, включая Испанию ($1 393,04 млрд), чья экономика по размерам четвертая в еврозоне.

Весьма сильно отстают от Казахстана два других члена ТС: Беларусь оказалась на 68-м месте ($71,71 млрд), а новоиспеченный участник союза – Армения – на далекой 136-й строчке ($10,43 млрд). Из других государств бывшего СССР ближе всех к нам подобралась Украина – 55-я позиция ($177,4 млрд).

Если говорить о наших центральноазиатских соседях, то они распределили места в следующем порядке: Узбекистан занял 75-е место ($56,79 млрд), Туркменистан – 90-е ($41,85 млрд), Таджикистан – 139-е ($8,51 млрд), а Кыргызстан – 146-е ($7,22 млрд).

Для полноты картины приведем показатели стран, возглавляющих глобальный рейтинг ВВП. Крупнейшей экономикой мира остаются США с показателем в $16 768,1 млрд. И похоже, что такая ситуация сохранится еще очень долго, ведь для того, чтобы сместить Штаты с пьедестала, их ближайшему преследователю Китаю необходимо практически удвоить свои показатели ($9 240,2 млрд). «Бронза» по-прежнему принадлежит Японии ($4 919,56 млрд). Четвертую позицию прочно удерживает Германия ($3 730,26 млрд), а замыкает первую пятерку Франция ($2 806,42 млрд). В целом на долю этой группы экономик приходится почти половина мирового ВВП, достигшего, по расчетам Всемирного банка, $75 592,94 млрд. Кстати, с момента проведения первого исследования в 2007 году глобальная экономика увеличился почти на $17 500 млрд, или примерно на 24%.

Напомним, что ВВП является одним из ключевых количественных показателей экономического развития. Он представляет собой совокупную ценность всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны, и выражается в ценах конечного покупателя. ВВП применяется во всем мире для наиболее общей характеристики результатов экономической деятельности государства за тот или иной период времени. Однако у этого показателя есть и свои недостатки, поскольку с его помощью нельзя всесторонне оценить уровень качества жизни и экономического развития.

Еще один популярный международный экономический индикатор рассматривает ВВП на душу населения. Причем, по мнению ряда экспертов, он, в отличие от абсолютного показателя, более точно отображает уровень жизни населения той или иной страны.

Сразу нужно оговориться, что в официальной аналитической классификации Всемирного банка все оцениваемые государства и территории подразделяются на три категории. В первую входят страны с высоким уровнем дохода – от $12 616 на человека. Ко второй эксперты банка относят страны со средним доходом – от $1 036 до $12 615. И наконец, третью группу формируют те государства, чей ВВП на душу населения не превышает $1 035.

В качестве источника информации для этого рейтинга служит формируемая банком база данных World Development Indicators. Показатель ВВП на душу населения, также как и его абсолютный объем, фиксируется в течение финансового года, окончание которого приходится на 30 июня. При этом индикатор обновляется на ежегодной основе.

Итак, согласно новой оценке, первой по уровню ВВП на душу населения среди стран ТС вновь оказалась Россия, которая заняла 48-е место с результатом $14 612 на одного гражданина. На пятки ей наступает Казахстан – 55-я позиция с $13 172. Намного скромней выглядят показатели Беларуси (75, $7 575), а Армению (113, $3 505) и вовсе можно считать аутсайдером.

Примечательно, что список глобальных лидеров по этому показателю заметно отличается от рейтинга общего объема ВВП. Так, пальму первенства завоевал Люксембург, чей ВВП на душу населения достиг $111 162. «Серебро», как и годом ранее, получила Норвегия ($100 819), ну а «бронза» досталась Катару ($93 352). Четвертое место у специального административного района Китая Макао ($91 376), а пятое – у Швейцарии ($80 477).

 

Свободы стало больше?

Вполне уверенно чувствует себя Казахстан и в рейтинге «Индекс экономической свободы», который совместно с The Wall Street Journal ежегодно готовит американский исследовательский центр The Heritage Foundation, используя анализ данных 178 стран мира. За год наша республика улучшила свою позицию в этом рейтинг на один пункт, набрав 63,7 балла и поднявшись на 67-ю строчку. Мы оставили позади не только своих главных партнеров по Таможенному союзу – Россию (140) и Беларусь (150), но и ряд стран еврозоны, включая Францию (70), Италию (86) и Португалию (69), а также Индию (120) и Китай (137).

В целом, за 17 лет участия в Индексе экономической свободы Казахстан продвинулся на 22 пункта вверх, что обусловлено ростом эффективности регулирования и открытости рынков. 

В качестве позитивных изменений составители рейтинга отметили улучшение инвестиционной, деловой и финансовой свободы. В то же время к числу негативных факторов они отнесли ухудшение регулирования прав собственности и свободы от коррупции. Причем эти два показателя у нас по-прежнему остаются ниже среднемировых.

Как считают эксперты, для дальнейшего улучшения своей позиции в рейтинге Казахстану необходимо провести глубокие структурные реформы, что позволит уменьшить зависимость от энергетического сектора и достигнуть диверсифицированного экономического роста. 

При этом следует учесть, что в данном рейтинге экономическая свобода определяется как отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы. Кроме того, предполагается, что между свободой экономики и эффективностью в ее развитии существует тесная взаимосвязь. Поэтому авторы исследования основное внимание акцентрируют на определении степени экономического либерализма в анализируемых странах. По их мнению, в государствах с более свободной экономикой намного выше уровень жизни населения, поскольку сокращение государственного контроля и передача предпринимателям ответственности за принятие хозяйственных решений, как правило, приводит к росту национального благосостояния.

 

Будем ли жить дольше?

Намного хуже выглядит позиция нашей страны в рейтинге продолжительности жизни Life Expectancy Index (LEI). Это исследование отражает средний ожидаемый период жизни мужчин и женщин и представляет один из ключевых индикаторов социально-демографического развития страны.

LEI рассчитывается Программой развития ООН (UNDP) и публикуется в специальном отчете этой организации под названием «Оценка тенденций развития мирового населения», а также используется для расчета Индекса развития человеческого потенциала (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов о развитии человека.

Хотя рейтинг LEI обновляется ежегодно, его результаты, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации отчетов национальными статистическими службами.

Последние оценки составителей индекса нас совсем не радуют. По их расчетам, средняя продолжительность жизни в Казахстане составляет 67,4 лет. Из 194 стран представленных в LEI наша республика расположилась на далеком 138-м месте. Среди постсоветских государств хуже чем у нас дела обстоят только у Туркменистана, который занимает 145-е место со средним показателем в 65,2 лет.

Партнеры Казахстана по Таможенному союзу продемонстрировали куда лучший показатели. Так, Россия расположилась в индексе на 124-м месте (69,1 лет), Беларусь – на 115-м (70,6), а Армения и вовсе на 74-м (74,4).

Справедливости ради следует отметить, что наши соседи по Центральной Азии – Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан от нас оторвались не так уж и далеко, заняв соответственно 134-е (67,8 лет), 133-е (68) и 130-е (68,6) места.

Между тем на вершине рейтинга LEI обосновалась Япония, где продолжительность жизни достигла 83,6 года. Следом идут Гонконг (83), Швейцария (82,5) и Монако (82,3). Пятое место делят между собой Австралия и Италия (82 года).

В тройку аутсайдеров индекса вошли Демократическая Республика Конго, Гвинея-Бисау и Сьерра-Леоне, занимая соответственно 192-е (48,7 лет), 193-е (48,6) и 194-е (48,1) места.

Индекс LEI формируется на основе статистических данных национальных институтов и международных организаций, которые поступают в Отдел народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. Показатель ожидаемой продолжительности жизни может рассчитываться отдельно для женщин и мужчин, что позволяет учитывать и гендерные особенности.

При этом ожидаемая продолжительность жизни, будучи индикатором развития широкого спектра социальных подсистем, ассоциируется главным образом с эффективностью административного аппарата государства и его социальной политики. Это связано с тем, что во второй половине ХХ века, благодаря конкретным действиям государств в социальной сфере, были достигнуты значительные успехи в борьбе со смертностью и увеличении продолжительности жизни. Так, согласно данным ООН, если в начале 1950-х доля людей, живущих в странах с продолжительностью жизни более 70 лет, составляла только 1% от общей численности населения мира, то к началу 2000-х годов она выросла до 50%.

По мнению экспертов, рост продолжительности жизни является следствием экономического развития и научного прогресса, прежде всего в области медицины, увеличения образовательного уровня, устранения сословного и других форм внеэкономического неравенства. При этом увеличение периода жизни считается необходимым условием роста производительности, эффективности труда и в целом экономического прогресса.

 

Коррупции меньше не стало

В заключение приведем результаты рейтинга коррупции, составляемого некоммерческой деловой ассоциацией TRACE International совместно с американским аналитическим центром Rand Corporation.

Показатели стран-участниц в нем оцениваются по четырем основным критериям. Во-первых, как бизнесу приходится взаимодействовать с властями страны. Во-вторых, какие в этом государстве существуют антикоррупционные законы и как они применяются на практике. В-третьих, насколько прозрачна госслужба и государственные процедуры. И, наконец, существует ли возможность общественного контроля за всеми этими процессами, в том числе и со стороны СМИ.

Причем каждый из четырех перечисленных параметров имеет неравнозначный коэффициент, который учитывается в сводном индексе. Например, критерий «взаимодействие бизнеса и власти» – самый значительный фактор, в то время как «антикоррупционное законодательство и его применение» имеет в рейтинге наименьший удельный вес. В целом, индекс представляет собой область значений от 1 до 100, где чем выше число, тем выше риски, ассоциированные с коррупцией в каждой конкретной стране.

Пожалуй, именно по показателю коррупции Казахстан в этом году продемонстрировал самый худший результат, заняв 141-е место из 197 возможных. Так, по критерию «как бизнесу приходится взаимодействовать с властями страны» наша республика набрала 72 балла, а по показателю «какие в этом государстве существуют антикоррупционные законы и как они применяются на практике» – 22. По остальным двум критериям мы получили 55 и 53 балла соответственно.

Среди центральноазиатских государств нас опередил лишь Туркменистан, который занял 115-е место. Наиболее коррумпированным в регионе оказался Узбекистан, разместившейся на 194-й позиции, то есть практически в самом конце списка. Не намного лучше обстоят дела у Таджикистана (182) и Кыргызстана (161).

Более оптимистичными оказались показатели нашего партнера по ТС Беларуси – 74-е место, а вот Россия уступила даже Туркменистану, заняв лишь 134-ю строчку. 

Что касается наименее коррумпированных стран мира, то на данный момент к ним относятся Канада, Новая Зеландия, Гонконг и Швеция. Ну а на последней строчке рейтинга расположилась Нигерия.

Итак, давайте подведем общие итоги. Приходится констатировать, что результаты, которые демонстрирует Казахстан в приведенных здесь рейтингах, оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, по экономическим индексам наша республика выглядит весьма неплохо для развивающейся страны. С другой стороны, в глобальных, не связанных непосредственно с экономикой, исследованиях достижения Казахстана желают оставлять лучшего. И пока мы не устраним все имеющиеся перекосы, говорить о готовности республики бороться за место в топ-30 развитых государств мира по меньшей мере не реалистично.



Список статей
Золотой знак качества   Сергей Гахов 
Страновое самочувствие  Сергей Зелепухин 
Надежная защита экспортеров  «КазЭкспортГарант» 
Даешь админреформу!  Аскарбек Махмутов 
Плацдарм для лидера  «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» 
Помощь для машпрома  Аскарбек Махмутов 
Баллада о бедных банкирах   Сергей Зелепухин 
В зоне особого внимания  Редакционный обзор 
Дорогой наш Кашаган  Сергей Смирнов 
Туризм для деловых  Алексей Нигай 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem