Аритмия рынка
Итоги прошедшего года оказались для страхового сектора весьма противоречивыми. Не смотря на уменьшение сбора премий и рост выплат, заметно увеличилась прибыль. Не могла не оказать влияния на страховщиков и «война санкций». В нынешнем году эксперты прогнозируют начало процессов слияний и поглощений с одновременным усилением конкуренции между игроками и ужесточением требований со стороны регулятора.
«Обязалка» растет, «личка» падает
Согласно официальной статистике Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка, совокупный объем сбора страховых премий на 1 января 2015 года уменьшился на 4,7% и составил 266 121 млн тенге. В том числе 236 411 млн тенге было собрано по прямым договорам страхования.
В отличие от предыдущего года локомотивом рынка в этот раз стало обязательное страхование, выросшее на 8% – до 66 176 млн тенге. Тогда как в добровольном личном и в добровольном имущественном страховании наблюдался спад на 14,1% – до 81 304 млн тенге и на 3,7% – до 118 641 млн тенге соответственно. В результате изменилось и их соотношение в общей структуре премий по классам страхования: обязательное увеличилось с 22% до 24,9%, добровольное имущественное – с 44,1% до 44,6%, а добровольное личное просело с 33,9% до 30,6%.
По мнению председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Олега Ханина, снижение страховых премий в 2014 году вызвано несколькими причинами. Во-первых, произошли законодательные изменения в пенсионной системе. В частности, был введен запрет, а затем ограничение на продажу пенсионных аннуитетов (ПА) компаниями по страхованию жизни, связанное с повышением требований к минимальному размеру пенсионных накоплений для покупки ПА.
Во-вторых, сказалось изменение политики некоторых банковских страховщиков в отношении страхования заемщиков от несчастных случаев. Это привело к снижению стоимости кредитов и уменьшению сборов в этом сегменте.
В свою очередь заместитель председателя правления СК «Евразия» Назым Тульчинский считает, что прошлогодний результат свидетельствует о недостаточной капитализации страховщиков. «Компании с небольшим уставным или собственным капиталом имеют небольшое собственное удержание. Именно поэтому они не могут самостоятельно осуществлять страхование даже сравнительно небольших рисков в 1–2 млрд тенге». Еще один фактор – очень низкая доля казахстанцев, добровольно страхующих свое имущество. И хотя сейчас это не добавляет оптимизма, здесь есть скрытый резерв для развития в будущем. Кроме того, падение страхового рынка связано с тем, что объем премий по классическим видам страхования сократился, а рентабельность самого бизнеса упала.
Если проанализировать изменения внутри отдельных классов страхования, то обнаружится, что в обязательном страховании 50,8% (33 641 млн тенге) от всех поступлений пришлось на страхование ГПО владельцев транспортных средств. При этом рост сбора премий по этому виду в прошлом году составил 8,4%. На 7,9% выросло и страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей. В результате его доля увеличилась до 41,64% (28 550 млн тенге).
В добровольном имущественном страховании наибольший вклад в сборы премий внесло страхование имущества – 43,75% (51 910 млн тенге), а также страхование ГПО – 29,5% (19 159 млн тенге). Эти виды выросли на 13,2% и 29,2% соответственно. Вместе с тем почти в 2 раза упали поступления в страховании финансовых убытков и страховании грузов (на 48,1% и 42,5%). В результате их доли в своем классе сократились до 13,9% (16 498 млн тенге) и 3,66% (4 351 млн тенге). Зато добровольное страхование автомобильного транспорта в прошлом году стало абсолютным лидером по темпам прироста собранных премий. Увеличившись сразу на 37,6%, этот вид занял долю в 14,2% (16 756 млн тенге).
В сфере добровольного личного страхования позитивную динамику показало только страхование на случай болезни, которое выросло на 15,9% – до 22 187 млн тенге. Сборы по остальным видам упали, ну а антирекорд поставило страхование от несчастных случаев, которое рухнуло на 36,1% – до 12 130 млн тенге.
В итоге доля отрасли страхования жизни в общем объеме собранных премий за прошлый год упала с 20,3% до 17,7%.
Парадоксы рынка
Между тем падение объемов премий, собранных казахстанскими страховщиками в прошлом году, сопровождалось увеличением выплат. За вычетом страховых выплат, осуществленных по договорам, принятым в перестрахование, этот показатель составил 62 303 млн тенге, что на 19,9% больше, чем годом ранее.
Лидером, как и в 2013 году, стало обязательное страхование, где рост составил 32,9%. При этом его доля в общей структуре страховых выплат увеличилась с 38,5% до 42,6%, достигнув 26 556 млн тенге. Выплаты в добровольном личном страховании выросли на 12,6% – до 25 681 млн тенге, а в добровольном имущественном на 9,7% – до 10 065 млн тенге.
Как отметил Олег Ханин, рост страховых выплат в обязательном страховании, в частности ОС ГПО ВТС, объясняется повышением МРП, увеличением автопарка и ростом убыточности, связанной с корректировкой курса тенге в феврале 2014 года. В этой ситуации возросла стоимость ремонта автомобилей и автозапчастей. Что касается увеличения выплат по обязательному страхованию работника от несчастного случая, то г-н Ханин объяснил это растущим охватом по данному виду страхования.
На фоне падения сбора премий и наращивания выплат несколько парадоксально выглядит позитивная динамика, которую демонстрирует чистая прибыль страховых компаний. По итогам 2014 года ее объем составил 43 462 млн тенге, что на 48,3% больше, чем годом ранее. И это при том, что доходы от страховой деятельности снизились на 1,1% – до 191 131 млн тенге, тогда как расходы по осуществлению выплат увеличились на 21%.
Олег Ханин объяснил этот парадокс весьма просто. По его словам, рост прибыли стал результатом увеличения инвестиционных доходов страховщиков на 62% за счет корректировки курса тенге.
И все же отечественный рынок страхования сейчас находится на довольно низком уровне развития. Причины такого положения его участники называют разные. Как считает Назым Тульчинский, главной из них является низкая капитализация отечественных игроков, не позволяющая им быть собственно страховщиками, то есть удерживать на себе существенную долю риска по крупным проектам. «Можно много говорить о так называемой низкой культуре страхования населения, отсутствии квалифицированных кадров и прочем, но корень всех бед один – низкая капитализация».
Вместе с тем г-н Тульчинский призвал судить о состоянии рынка страхования по выполнению его игроками своих обязательств. «На наш взгляд, ключевым показателем являются не страховые резервы, собственный капитал, прибыль или активы, а объем страховых выплат. Страховой сектор производит только один вид продукции – страховые выплаты. И только по этому показателю потребители нашей продукции и СМИ должны судить о нашей работе. Для клиента самым главным является то, получил ли он от страховой компании свои деньги или нет».
Примечательно, что, согласно оценкам Swiss Re sigma, страховой рынок Казахстана развивается быстрее, чем в Индии, Китае, России, в странах Дальнего Востока и Персидского залива. При этом одной из тенденций в последние годы стал рост объема перестраховочных премий, привлеченных из-за рубежа. Эксперты компании связывают это главным образом с получением казахстанскими игроками международных рейтинговых оценок.
В качестве негатива аналитики Swiss Re sigma приводят значительную географическую концентрацию «точек роста». Так, в Казахстане самым развитым регионом остается город Алматы. По их оценкам, на него приходится около 50% от общего объема собранных в стране премий. Что касается остальных регионов, то здесь наблюдается слабая активность и уровень понимания сферы страховых услуг. «По этой причине азиатские и американские компании не проявляют активного интереса к страховому сектору Казахстана, объясняя это низким уровнем развития розничного страхования. Но с развитием промышленного производства, транспортной инфраструктуры в рамках Таможенного союза и международных проектов казахстанский рынок станет привлекательным для глобальных иностранных страховщиков».
Почему ушла AIG?
Пока же мы наблюдаем обратную тенденцию. Так, одним из наиболее значимых событий прошлого года следует по праву считать уход из Казахстана крупнейшего американского страховщика AIG. Причину своего решения в компании объяснили только в самых общих чертах: «В результате внимательного рассмотрения и глубокого изучения рынка компания приняла решение закрыть операционную деятельность по страхованию на территории Республики Казахстан».
При этом пресс-служба AIG подчеркнула, что компания продолжает быть «финансово устойчивым страховщиком и будет продолжать выполнять свои обязательства, предоставляя полноценное обслуживание по урегулированию страховых случаев по всем действующим договорам страхования».
Напомним, что российская дочка этой страховой группы ранее также приняла решение свернуть свой розничный бизнес. Однако и в этом случае объяснение оказалось весьма расплывчатым: «В результате всестороннего изучения рынка компания AIG приняла решение продолжать предоставлять только коммерческие виды страхования в России, прекратить страхование автотранспорта, личного имущества, а также страхование от несчастных случаев и выезжающих за рубеж с 1 октября 2014 года». Как подчеркнули в компании, этот шаг был основан исключительно «на оценке существующего и будущего потенциала российского страхового рынка в соответствии с операционными и инвестиционными требованиями материнской американской компании и не связан с санкциями».
В то же время участники рынка не видят ничего страшного в уходе столь именитого крупного страховщика. При этом они все же не исключают, что одной из причин такого решения стало противостояние России и Запада. По мнению г-на Тульчинского, в результате «войны санкций» дешевое и качественное перестрахование для рисков из Казахстана сегодня найти очень непросто. «Поэтому часть страховщиков, «защищая» свои портфели, стараются максимально задерживать страховые выплаты по наступившим страховым случаям или занижать их размеры. Многие страхователи в Казахстане недовольны несвоевременными или заниженными страховыми выплатами и все чаще и чаще обращаются в суд. Другие клиенты просто отказываются страховаться в дальнейшем. В результате страдает весь страховой рынок в целом».
С другой стороны, страховщики ЕАЭС начинают идти по пути объединения. Так, в конце декабря прошлого года Евразийская экономическая комиссия и ассоциации страховщиков Беларуси, России и Казахстана подписали меморандум о взаимодействии. Как отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов, меморандум внесет конструктивный элемент в диалог наднационального органа и страховой индустрии. «Знаменательно, что мы подписываем документ не с отдельной национальной ассоциацией, а со всеми ключевыми ассоциациями страховщиков наших стран».
Оптимизма все меньше
Между тем перспективы 2015 года эксперты оценивают без особого оптимизма, считая, что продолжится рост выплат. В краткосрочной перспективе это означает для них повышение расходов, однако в долгосрочном плане это может стать положительным трендом.
Так, г-н Ханин полагает, что в связи со сложной экономической ситуацией текущий год для страховщиков будет непростым, в частности из-за падения цен на нефть и санкций против России. Как результат, ожидается снижение потребительского спроса на продукты страхования. Среди возможных тенденций 2015 года он также выделил усиление конкуренции и, как следствие, улучшение сервиса для клиентов, а также внедрение новых страховых продуктов, развитие инфраструктуры рынка и информационных технологий.
В свою очередь г-н Тульчинский отмечает, что рост объемов страховых выплат сохранится и в 2015 году. Это имеет важное значение для страховщиков, поскольку повышает доверие к ним со стороны клиентов. Вместе с тем как с точки зрения динамики роста страховых премий, так и рентабельности игроков ожидают нелегкие времена. Тем не менее в СК «Евразия» прогнозируют рост рынка на уровне 3–5%. Говоря о конкуренции, г-н Тульчинский ожидает ее некоторого обострения. «Это способно привести к росту доли на рынке компаний, «подпирающих» вторую десятку рейтинга. Часть небольших страховых компаний уйдет с рынка или присоединится к ведущим страховщикам. В итоге некоторые ведущие компании продемонстрируют экстенсивный рост показателей. Наиболее устойчивыми будут являться игроки, аффилированные с банками или крупными финансово-промышленными группами».
Аналогичного мнения придерживается председатель правления АО «СК «Kompetenz» Талгат Усенов, который обратил внимание на тот факт, что страховой рынок продолжает консолидироваться. «Уже сейчас очевидны несколько потенциальных сделок по слиянию и поглощению. Страховую компанию становится все сложнее содержать. Поэтому «случайные» владельцы будут пытаться избавиться от ставшего тяжелым багажа. Скорее всего, могут иметь место также сделки купли-продажи страховых активов».
Умеренно пессимистично смотрит на перспективы рынка старший аналитик Standard & Poor's Екатерина Толстова. «Развитие страхового сектора в Казахстане в 2015 году будет обусловлено как внутренними факторами роста страхового сектора, так и макроэкономической ситуацией. Мы ожидаем, что реальный рост будет ниже, чем за последние пять лет».
При этом г-жа Толстова тоже не отрицает возможность M&A: дальнейшая консолидация страхового сектора будет также обусловлена ожидаемым слиянием страховых компаний.
В то же время аналитик S&P считает, что в связи с необходимостью удержать клиента особое значение для игроков будет приобретать качество оказываемых страховых услуг и возможность заинтересовать клиента дополнительным сервисом. «Однако не исключена и возможность демпинга, а также роста аквизиционных (агентских) расходов в случае неспособности привлечь клиента за счет указанных выше факторов».
Инъекции для рынка
Что касается перспектив различных классов страхования, то, как ожидает Олег Ханин, произойдет повышение убыточности по обязательному страхованию ГПО автовладельцев и Автокаско (из-за подорожания запасных частей на автомобили), а также по медицинскому страхованию (в связи с ростом цен на импортные медикаменты). Если говорить об инновациях, то страховым сообществом ведется работа над проектом онлайн-страхования и внедрения электронных продаж полисов по обязательным классам страхования. Развитие онлайн-страхования сократит издержки страховых компаний и даст дополнительный сервис клиентам.
Похожего мнения придерживается и Екатерина Толстова: «Несмотря на инициативы регулятора по разработке новых страховых продуктов, их внедрение пока еще находится на начальном этапе, а соответственно, в страховом секторе будут преобладать такие страховые продукты, как имущественное страхование и автострахование».
При этом аналитик Standard & Poor's ожидает, что рентабельность сектора будет постепенно снижаться. «Рост убыточности может также служить сигналом для страховых компаний более эффективно подходить к контролю качества принимаемых рисков. По нашим прогнозам, в 2015 году комбинированный коэффициент убыточности страхового сектора Казахстана не превысит 95%, что остается положительным фактором в сравнении с российским страховым сектором, где данный показатель уже достиг 100%. Чем ниже комбинированный коэффициент убыточности, тем больше рентабельность, в то время как коэффициент, превышающий 100%, означает убыточность от страховых операций. Рост убытков в отдельных сегментах (в первую очередь в автостраховании) отчасти связан и с девальвацией тенге».
В свою очередь Назым Тульчинский считает, что драйверами рынка по-прежнему будут добровольные имущественные классы страхования, причем в корпоративном секторе. «Страхование в хорошем смысле является «обслуживающим персоналом» экономики, поэтому состояние рынка во многом зависит от ситуации страны в целом. В этой связи наиболее значимое событие для страховщиков, равно как и для всей страны, произошло 11 ноября 2014 года, когда президент Назарбаев объявил о новой экономической политике Казахстана «Нурлы жол», одной из мер которой станет выделение средств из Нацфонда».
По его мнению, столь мощная инъекция капитала положительно скажется на развитии экономики страны и в том числе даст толчок страхованию. Положительно скажется на страховой отрасли и постепенная нормализация банковского сектора страны, риски которого ограничивали рейтинги страховщиков.
И все же, как считают эксперты, отечественному страховому рынку надо готовиться к более серьезным испытаниям в связи с созданием ЕАЭС. Для сильных игроков откроются новые горизонты развития, тогда как слабым придется освободить свое место другим. Как отмечает пресс-служба «БТА Страхование», после переходного периода условия для иностранных и местных страховых организаций будут уравнены.
Емкость рынка значительно увеличится, появится возможность прямого доступа к оказанию услуг в сопредельных государствах. Российские передовые страховые организации имеют большее конкурентное преимущество перед казахстанскими в плане капитализации, в техническом и технологическом оснащении, в продвижении услуг, в кадровых вопросах. Поэтому нашим компаниям придется приложить максимум усилий, чтобы быть конкурентоспособными на рынке, где появятся столь серьезные игроки. Тем более что процесс дальнейшей глобализации и интеграции неизбежен.
В свою очередь СК «Евразия» призывает успешных страховщиков очень серьезно отнестись к управлению рисками. И речь идет не только о страховых рисках, как таковых. Это также инвестиционные и предпринимательские риски, управление финансовыми потоками и обеспечение безопасности информации клиентов. Эти факторы формируют огромное количество вызовов, с которыми придется столкнуться и уже успешным компаниям, и тем, кто только стремится к успеху.
Что касается возможных мер регулятора, то Екатерина Толстова не исключает, что среднесрочный тренд будет направлен на дальнейшее усиление надзора за страховыми компаниями. В том числе вполне возможно дальнейшее повышение требований к их капиталу. «Очевидна существенная диспропорция в уроне капитализации страховых компаний. Маленькие игроки могут оставлять на собственном удержании все меньше рисков, а потому вынуждены передавать их в перестрахование. С 1 января 2015 года максимальный размер собственного удержания будет снижен с 50% до 30% от размера фактической маржи платежеспособности, что приведет к тому, что многим страховым компаниям придется увеличивать расходы на перестрахование для того, чтобы избежать давления на маржу платежеспособности». В результате этой меры страховые компании будут вынуждены привлекать дополнительные перестраховочные емкости и, соответственно, больше тратить на перестрахование рисков.