Далеко не всех участников программы «Лидеры конкурентоспособности» можно назвать национальными чемпионами. Как считает член правления Союза машиностроителей Казахстана Павел Беклемишев, только два из них могли бы выиграть на «молодежном чемпионате», а двоих вообще нужно отправить в «группу поддержки».
Павел Иннокентьевич, какие сильные и слабые стороны этой программы?
В целом программа правильная. Чемпионы должны быть, их надо растить, с ними надо работать, их опыт надо пропагандировать. Как в любом соревновании это всегда полезно. Другое дело, насколько объективно присваивается звание чемпиона.
Две трети участников приходится на пищевую промышленность. Получается, что наши машиностроители имеют меньший потенциал?
На самом деле и наше машиностроение, и «пищёвка», и легкая промышленность не в лучшей форме. Просто машиностроительная отрасль наиболее сложная. У нас огромный потенциал конкурентоспособности, но нужно понимать, что далеко не все из того, что импортируется, мы можем производить. Я, например твердо убежден, что мы не должны делать автомобили, а наше автомобилестроение – это зарабатывание денег на таможенных пошлинах, а не производство.
Тем не менее семь компаний машиностроения вошли в список участников программы и среди них «Hyundai Trans Auto» и «Группа компаний Аллюр».
Во-первых, это желание госструктур включить такие компании в список. Я с большим уважением отношусь к «Alageum Group». Это действительно лидер Республики Казахстан. Все остальные предприятия можно разделить на две группы. Это те, что «карабкаются» в чемпионы – «Жигермунайсервис», «Кайнар-АКБ», «Karlskrona LC AB», «Format Mach Company». И те, что в принципе не относятся к машиностроению – «Hyundai» и «Аллюр». В свое время, когда объявляли участников программы, мне сын позвонил и спросил: «Почему не «Белкамит»?» Тогда я ответил, что если мы чемпионы, то только на параолимпийских играх. Несколько предприятий, пожалуй, могли бы выиграть на «молодежном национальном чемпионате», потому что они действительно развивающиеся. А нашим компаниям автомобилестроения место только в «группе поддержки».
Вы хотите сказать, что продукция машиностроительных «чемпионов» не конкурентоспособна?
Сейчас конкурентоспособным можно назвать только «Alageum». Но и это предприятие проигрывает китайским производителям по цене, а иногда и по качеству. Являясь консультантом ТОО «Karlskrona», могу сказать, что эта компания реально пытается быть конкурентоспособной. Но говорить о том, что они превзошли европейцев, рано. Может быть, через год-два это и произойдет.
Холдинг «Байтерек» оказывает финансовую, институциональную и консультационную поддержку чемпионам. Как Вы думаете, нуждаются ли в ней предприятия, которые и так показывают положительную динамику роста?
Давайте так: «Жигермунайсервис» пока еще ничего не экспортировал, «Karlskrona» и «Format Mach Company» – тоже. Пока у нас все нуждаются в финансовой и институциональной поддержке, даже «Alageum». К тому же в программе не все предприятия машиностроения были рассмотрены и учтены. Допустим, у «Казцинка» есть достаточно серьезный завод «Казцинкмаш». Это предприятие ничем не хуже «Format Mach Company».
Вообще, мне не совсем понятно, на каких условиях выявляли чемпионов и как это происходило. У нас это делается как-то кулуарно. Я член правления Союза машиностроителей Казахстана, но со мной никто об этом не советовался.
Как Вы считаете, какие инструменты могли быть добавлены в программу, учитывая специфику отрасли?
Как говорил Остап Бендер, «есть 400 сравнительно честных способов отъема денег». И наверное, есть 800 нормальных методов помощи предприятиям. Государственная забота может иметь массу факторов.
Планируется, что к 2018 году общая выручка участников программы увеличится на 170 млрд тенге. Какой прирост могут дать машиностроительные чемпионы?
Получается, каждое предприятие должно увеличить выручку на 6 млрд тенге. Это не так много, если учесть курс доллара. Думаю, что такой прирост по силам нашим чемпионам. К примеру, «Alageum Electric» уже подбирался к $300 млн, по имеющимся у меня данным. Он один за всех семерых чемпионов отработает. Я часто вспоминаю историю, опубликованную в советском журнале «Шмель». Сидит в кабинете председатель колхоза и пишет соцобязательства: «Вырастить верблюда больше чем корову, корову больше чем козу, козу больше индюка, индюка больше чем курицу». А у нас нормальные, вполне выполнимые «соцобязательства».
На мой взгляд, для 30 национальных лидеров это даже маленькая цифра.