USD/KZT 514.65  -10
EUR/KZT 544.6  -7.59
 KAZAKHSTAN  №1, 2016 год
 АССОЦИАЦИЯ. Строители объединились
АРХИВ

Строители объединились

В нынешней экономической ситуации застройщикам важно удержаться на плаву, а потому ни о какой прибыли пока не может идти речи. Так считает Мухит Азирбаев, соучредитель и представитель ОЮЛ «Национальная ассоциация строительной отрасли РК» в городе Алматы. Он рассказал нашему журналу о рыночных тенденциях и задачах стоящих перед новым отраслевым объединением.

Мухит Бакытович, как бы Вы охарактеризовали текущую ситуацию в строительной отрасли Казахстана?
На этот вопрос довольно сложно ответить сжато. Наша отрасль представлена огромным количеством игроков из различных сфер деятельности. Сюда входят компании, работающие в области проектирования, архитектуры и дизайна, строительные организации и производители стройматериалов. Если говорить об основных проблемах, то в первую очередь они касаются подготовки кадров. Конечно, наши компании создают обучающие центры, переобучают своих сотрудников и прививают им некоторые навыки. Однако хочется, чтобы наши специалисты имели более глубокие, фундаментальные знания. И здесь без вмешательства государства и образовательных организаций не обойтись. К тому же нужно создавать такие условия, чтобы у молодежи появилось желание приобретать профессию в сфере строительства. Об этом сказано и в стратегии «Казахстан-2050», и в послании Президента «Нұрлы жол». Сейчас есть общее понимание, что без этого развиваться будет очень сложно.

Еще одной проблемой является то, что конечный продукт нашей отрасли довольно сложно экспортировать. Если проектировщики, архитекторы, дизайнеры и производители стройматериалов еще могут реализовать свои услуги и товары на внешних рынках, то строителям в этом плане гораздо сложнее. Мы можем экспортировать только свои ноу-хау, системы управления, но сам продукт, который мы производим, – нет. При этом внутренний рынок чутко реагирует на любые негативные факторы или ожидания и при малейшем «появлении туч» тут же начинает сворачиваться. Я сейчас больше говорю про гражданское строительство.

Есть еще один момент. Государство сегодня является, по сути, нетто-инвестором, заказчиком большей части объектов строительства. И угроза секвестирования бюджетов очень сильно повлияла на планы строителей. С другой стороны, окрыляет недавнее заявление Президента страны о том, что в 2016 году в рамках «Нұрлы жол» и программы индустриально-инновационного развития дополнительно будет выделено 360 млрд тенге. Это означает, что мы получим заказы и как проектировщики, и как строители. Вместе с тем эти госпрограммы станут стержнем пространственного развития регионов и, соответственно будет развиваться градостроительство. То есть планирование и строительство городов должно происходить с учетом будущего расширения. А если интеграционные процессы будут происходить успешно, то потребуется развивать и приграничные территории. Все эти задачи надо решать.

Как повлияла на работу компаний строительной отрасли девальвация тенге?
По нашей оценке, все те компании, которые на момент ее проведения реализовали свои жилые и коммерческие проекты более чем на 50%, после девальвации испытывали сложности с приобретением оборудования и материалов. С другой стороны, благодаря девальвации большим спросом стали пользоваться отечественные стройматериалы. Многое из того, что мы покупали в России, теперь приобретается в Казахстане.

То есть наши застройщики вняли призыву – «Покупать казахстанское»?
Мы занимаемся частным бизнесом и не можем покупать товар только потому, что он сделан в Казахстане. Прежде всего нам необходимо учитывать его качество. К тому же строительные компании тратят огромные ресурсы на приобретение импортных машин и механизмов, производство которых в нашей стране не развито.

Это еще более заметно в сфере индустриального строительства, где реализуются проекты, связанные с нефтью и газом. Могу предположить, что казсодержание здесь еще меньше, чем в гражданском строительстве, в котором нет принципиальных требований международного уровня. В этой связи сегодня основной задачей отечественных производителей является работа над качеством. Когда пройдет период стагнации и начнется стабилизация важно выпускать конкурентоспособную продукцию, при этом немаловажным фактором остается цена. По этим критериям можно отметить несколько успешных поставщиков.

Не только наша компания, но и практически все игроки на рынке гражданского строительства, работают с Алматинским вентиляторным заводом. Еще одним известным казахстанским производителем является Кентауский завод трансформаторных изделий. Кабельная продукция к нам поступает с Павлодарского кабельного завода. Очень много организаций выпускают окна и двери. Мы практически не импортируем оконную продукцию. Большая доля местного содержания в производстве железобетонного каркаса. Кирпичи, блоки, арматура – все это казахстанское. Импортируются только некоторые отделочные элементы, которые мы используем для декоративного оформления. До девальвации мы использовали российскую штукатурку и утеплитель, теперь уже планируем приобретать их в Казахстане.

Насколько подорожала себестоимость строительства за последнее время?
До конца прошлого года мы не наблюдали очень больших инфляционных процессов. Однако если материалы и оборудование подорожают в среднем на 10–15% (а такие предпосылки есть), то себестоимость строительства тоже вырастет. Как представители ассоциации, мы объясняем стройкомпаниям, что население не может покрывать повышение стоимости бесконечно. Сегодня о прибыли речь не идет, лишь бы удержаться на плаву, выплатить налоги и зарплату, закрыть обязательства перед поставщиками. Нами создана целая индустрия, за нами огромный пласт людей и организаций. И мы можем все это просто потерять, а потом создавать с нуля.

Как возникла идея создания вашей ассоциации и как это сказалось на развитии строительной отрасли?
В декабре 2014 года мы провели первый Евразийский конгресс строительной отрасли, в котором приняли участие более 1 000 делегатов из Казахстана, России и Беларуси. Его также посетили представители Канады, Германии, Франции, Испании, Италии, Австрии и Польши. Это мероприятие, учредителем которого выступила Национальная палата предпринимателей, стало площадкой, которая объединила всех игроков отрасли – от крупнейших строителей и застройщиков до производителей стройматериалов, архитекторов, градостроителей, риелторов и финансистов. Именно там и возникла идея совместно определять стоящие перед отраслью задачи и вырабатывать механизмы их решения. Те же техрегламенты, СНИПы, строительные коды касаются не только застройщиков. Проблемы строительных компаний задевают и проектировщиков, и архитекторов.

Наша отрасль объединяет финансистов, юристов и даже журналистов. Ведь гражданское строительство пропускает через себя каждый из нас. Мы живем в этих домах, квартирах, ходим по этим улицам. И если мы выстроим взаимоотношения, то и задачи сможем решать более оперативно. Так возникла Национальная ассоциация строительной отрасли. Итогом 2015 года для нас стало проведение круглого стола и научно-практического семинара. И, выступая на этом мероприятии, я отметил, что главный результат деятельности ассоциации – это то, что мы действительно объединились и у нас нет отторжения друг от друга.

Недавно глава ассоциации Адельша Ермуханов заявил, что Казахстану необходимо переходить на новую систему контрактов. Почему этот вопрос назрел именно сейчас?
В случае если финансирование строительства идет от международных организаций, конечно, они требуют, чтобы и договоры были подчинены международным правилам. К примеру, сейчас в мире широко используются контракты в формате FIDIC, разработанные Международной федерацией инженеров-консультантов. И наша ассоциация считает, что казахстанским компаниям нужно тоже переходить на такую систему.

После девальвации строители задавали такой вопрос: «Как нам быть? У нас договор рассчитан на три года, а контракты по казахстанским сметам не предусматривают такой финансовый форс-мажор». Тогда как международные правила все это четко регламентируют, частично перекладывая риски на партнеров. Когда ты садишься за стол переговоров и говоришь, что работаешь по договору FIDIC, то вопросы у партнеров отпадают. Никто уже не спрашивает, что такое ГОСТ, СНИП, техрегламент и как происходит процедура выплаты денег.

Это и есть переход к евростандартам?
Отчасти да. Однако мы не можем без оглядки принимать все европейские правила. Если говорить о переходе на еврокоды, то в этом направлении ведется активная работа. Без единой европейской базы техрегулирования невозможно внедрить современные технологии в строительстве. В то же время у некоторых складывается ощущение, что с введением еврокодов действие СНИПов прекратится. На самом деле эти стандарты основаны на разных принципах. Еврокод – это документ, в котором прописано, что строители должны получить на выходе. А СНИП объясняет, как это можно сделать. СНИПы говорят о том, какая должна быть прочность арматуры, как усилить каркас и т. д. А по требованиям еврокодов в сейсмоопасной зоне дом должен отвечать определенным прочностным характеристикам. Кстати, у нас в Казахстане очень сильные стандарты по сейсмоустойчивости. Это отмечают международные эксперты. Что касается современных инженерных решений, фасада, архитектурных решений, озеленения придомовой территории, то с введением еврокодов мы можем получить что-то новое.

Какие задачи стоят перед ассоциацией в 2016 году?
Прежде всего мы будем отстаивать позиции сообщества, связанные с усовершенствованием техрегламентов, внедрением еврокодов. Вторая задача – это подготовка кадров. Кроме того, мы бы хотели пересмотреть законодательство, связанное с госзакупками, чтобы государство приняло определенные «правила игры», в которых будет учтено качество закупаемых товаров. Все то, что мы планируем сейчас, рассчитано на годы и даже на десятилетия. Но лучше действовать, чем все время жаловаться и критиковать.



Список статей
АГРОПРОМ. Курс на отечественное!  Асылжан Мамытбеков 
ПИЩЕПРОМ. Проблемы под этикеткой   Айжан Наурзгалиева 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem