USD/KZT 483.23  +3.12
EUR/KZT 534.74  +2.49
 KAZAKHSTAN  №3, 2016 год
 ГОСУДАРСТВО и ГМК. Думать на перспективу!
АРХИВ
Думать на перспективу!

При сохранении текущего уровня развития, у некоторых предприятий ГМК есть риски потери конкурентоспособности. О том, какой должна быть металлопродукция казахстанский компаний, чтобы остаться востребованной в долгосрочной перспективе, нам рассказал Альберт Рау, вице-министр по инвестициям и развитию РК. 

Альберт Павлович, какова текущая ситуация в отрасли? Каких успехов удалось добиться ГМК по итогам реализации первого года второй пятилетки ГПИИР?

Как известно, сейчас металлургическая промышленность мира испытывает глубокий кризис, связанный с волатильностью стоимости металлов и сужением рынков сбыта. Практически по всем основным котируемым металлам наблюдается падение цен, которые доходят до кризисного уровня 2009 года. Тем не менее наши основные предприятия сохраняют объемы производства и рабочие места на уровне прошлого года.

Если говорить о конкретных цифрах, то в 2015 году объем добычи металлических руд составил 97,7% к показателю предыдущего года, или 700,5 млрд тенге в денежном выражении. При этом добыча железной руды снизилась до 78%, а руд цветных металлов, напротив, возросла до 104,6%.

Объем производства металлургической промышленности составил 114,4%, или 2119,3 млрд тенге (в том числе выпуск основных благородных и цветных металлов – 123,6%, а продукции черной металлургии – 100,9%). Рост показателей цветной металлургии связан с увеличением производства рафинированной меди, серебра, золота, глинозема, титана губчатого, титановых сплавов и слитков, а также первичного алюминия.

Действительно, прошлый год стал первым в реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы, и он был отмечен запуском целого ряда значимых для отрасли проектов.

Главный проект года – это, безусловно, запуск Бозшакольского ГОКа ТОО «Kaz Minerals Bozshakol» (на предприятии было добыто около 7 млн тонн медной руды). Кроме того, начато производство катодной меди на втором предприятии ТОО «Kaz Minerals» – Актогайском ГОКе, полный ввод которого запланирован на 2017 год.

Среди других важных достижений могу отметить завершение реконструкции и модернизации доменной печи № 3 на АО «АрселорМиттал Темиртау», внедрение технологии послойной резки титанового блока на АО «УКТМК», а также запуск завода по производству алюминиевого профиля ТОО «Aluminium of Kazakhstan» (Алматинская область) и современного комплекса по переработке баритовых руд ТОО «Global Chemical Industries» (Карагандинская область).

Как сказалось на деятельности горно-металлургических предприятий ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры?
Как я уже говорил, ситуация на мировых рынках отразилась на реализации продукции наших предприятий-экспортеров как в денежном выражении из-за падения цен, так и в физических объемах.

В целом, в 2015 году ИФО производства в горнодобывающей промышленности составил 98,4%. В железорудной сфере резко снизило свои показатели АО «ССГПО» – объем производства товарной железной руды упал на 26,4% по сравнению с 2014 годом. Причина – снижение объемов потребления окатышей Магнитогорским металлургическим комбинатом, прежде всего из-за резкого падения курса рубля. Кроме того, в прошлом году мы практически не поставляли железорудное сырье в Китай, хотя в прежние годы объем экспорта окатышей составлял несколько миллионов тонн. Зато физические объемы добычи руд цветных металлов выросли на 4,6%, в основном благодаря новым мощностям на Бозшаколе и Актогае.

Несмотря на все сложности, хорошо сработали наши металлурги (+14,4%). В черной металлургии это прежде всего АО «АрселорМиттал Темиртау», хотя по стали они вышли только на 99,6% (ИФО), а по прокату – на 99,2%. Объемы производства были потеряны в течение последних месяцев из-за технологических простоев.

ТОО «Корпорация Казахмыс» увеличило производство рафинированной меди (+4,8%), аффинированного золота (+84%) и аффинированного серебра (+24%). В свою очередь, АО «Алюминий Казахстана» и АО «КЭЗ» нарастили выпуск глинозема (+2%) и первичного алюминия (+6%).

Как видите, в целом предприятиям ГМК удается сохранить объемы производства в течении последнего года. 

Какие проекты ГМК, по Вашему мнению, могут послужить примером того, как нужно работать с инвесторами?
Показателен, на мой взгляд, проект ТОО «Global Chemical Industries» по переработке баритовых руд в Каражале. Буквально два года назад предприятие обратилось к нам на предмет получения права недропользования баритового месторождения как субъект индустриально-инновационной деятельности. То есть проект был включен в карту индустриализации Карагандинской области, и для его реализации в качестве меры государственной поддержки был необходим доступ к сырью. Такая возможность была обеспечена: через прямые переговоры предприятию было предоставлено право недропользования. При этом в контракте прописано обязательство по строительству завода. И вот в конце 2015 года в День индустриализации, при участии главы государства посредством телемоста, этот проект был запущен. Его особая важность заключается в том, что участие в его реализации приняла ведущая транснациональная компания «Halliburton». На заводе применены лучшие в мире технологии, при этом более половины своей продукции предприятие экспортирует в Туркмению, Азербайджан и даже в Норвегию.

В планах Министерства по инвестициям и развитию – и в дальнейшем работать с лидерами мирового ГМК. В частности, мы возлагаем определенные надежды на совместный проект нашего АО «Казгеология» с лидером отрасли «Rio Tinto» по разведке медных месторождений в Казахстане.

Каковы Ваши прогнозы на ближайшие 10 лет по стоимости основных металлов и какие риски и возможности имеются у нашего ГМК в этой связи?
Как и в случае с нефтью, строить ценовые прогнозы по твердым минеральным ресурсам дело неблагодарное. Важно прежде всего понимать, как влияют глобальные мировые процессы на спрос на металлы вообще. В связи с этим и по поручению Премьер-министра Карима Масимова, Казахстанский институт индустриального развития провел свод анализов мировых агентств по трендам в промышленности. В целом, в долгосрочной перспективе металлы, как базовый материал промышленности и экономики, будут востребованы. Этому будут способствовать ряд глобальных тенденций, которые сейчас происходят.

Прежде всего речь идет о стали. Как известно, в Казахстане производится около четырех миллионов тонн стали в год. При этом общемировые мощности –это 2,3 млрд тонн – используются лишь на 60%, а глобальный профицит составляет около 700 млн тонн. Недавно наша делегация приняла участие в форуме ОЭСР по стали, на котором обсуждались меры по регулированию мирового рынка. Понятно, что на глобальном уровне ограничивать его проблематично, поэтому основные подходы, над которыми работает эта организация, состоят в том, что производство стали должно с каждым годом становиться менее энергоемким и экологически чистым. Кроме того, остро стоит вопрос о недопущении государственной поддержки нерентабельных предприятий. Как пример, КНР сокращает производство в объеме 190 млн тонн стали в год именно на старых, нерентабельных и экологически проблемных предприятиях.

Таким образом, в будущем спрос на металлопродукцию будет отличаться от сегодняшнего. Во-первых, станут востребованы качественно новые сорта стали, обладающие высокой прочностью, предназначенные решать задачи в производстве различных изделий – машин, судов, электротехники. А во-вторых, потребителями, особенно рынками развитых стран, будет уделяться особое внимание экологичности произведенной продукции.

Сегодня ГМК Казахстана не в полной мере соответствует двум этим трендам. А потому при сохранении текущего уровня развития отрасли есть риски потери конкурентоспособности на мировом рынке. Таковы современные вызовы, на которые предстоит ответить прежде всего АО «АрселорМиталл Темиртау».

Какие задачи поставлены перед отраслью и профильным министерством в этом году?
Прежде всего – это сохранение объемов производства и рабочих мест на основных предприятиях ГМК в рамках реализации Плана оперативных мер по обеспечению экономического роста в 2016 году.

Приоритетами в работе министерства также являются реализация проектов в черной и цветной металлургии, согласно Программе индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы, Комплексного плана по развитию горно-металлургической промышленности РК на 2014–2018 годы, а также Плана развития разработки редких и редкоземельных металлов в РК на 2015–2019 годы.

Также поставлена задача по вступлению Казахстана в Комитет по стали ОЭСР, в работе которого мы уже принимаем активное участие. Кстати, представители комитета примут участие в 7-м Международном горно-металлургическом конгрессе АММ 2016.

На постоянной основе мы занимаемся мониторингом хода проектов, включенных в Карту индустриализации, ведем работу по реализации Дорожной карты развития горно-металлургического комплекса в Кызылординской области.

Одним из приоритетов является разработка Кодекса «О недрах», с принятием которого мы связываем большие надежды по улучшению инвестиционного климата во всех звеньях ГМК: от разведки до разработки месторождений полезных ископаемых.

Вопросов и задач очень много, они сложные, но интересные. И решить их можно только в тесном взаимодействии государственных органов и промышленных предприятий, бизнеса, отраслевых ассоциаций и Национальной палаты предпринимателей. В таком режиме министерство работало всю первую пятилетку, так мы работаем и сейчас. И это залог нашего общего успеха, в котором у меня нет сомнений.
 
Альберт Рау
Окончил Рудненский индустриальный институт по специальности «Электрификация и автоматизация горных работ», Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». Доктор экономических наук.
С 1981 г. – председатель профкома Рудненского индустриального института. С 1982 г. – электрослесарь треста «Казшахторудстрой». В 1982–1984 гг. – служба в вооруженных силах. С 1984 года – электромеханик, председатель профкома Куржункульского рудоуправления. С 1991 г. – заместитель начальника хозрасчетного коммерческого управления исполкома Лисаковского городского Совета народных депутатов. С 1992 г. – председатель Лисаковского городского СНД. С 1993 г. – заместитель, а с 1994 г. – глава Лисаковской городской администрации. С 1995 г. – аким г. Лисаковск, Председатель административного совета Лисаковской СЭЗ.
С 2004 г. – заместитель акима Костанайской области. С 2007 г. – председатель правления АО «НК «СПК «Сары Арка». С 2008 г. – аким Акмолинской области. С марта 2010 г. – первый вице-министр индустрии и новых технологий РК. С августа 2014 г. – вице-министр по инвестициям и развитию РК.
Награжден орденами «Достық» ІІ степени, «Барыс» III степени, медалями. Академик Академии естественных наук РК. Почетный работник образования РК.
 


Список статей
АЭФ 2016. Дилемма диверсификации  Редакционный обзор 
СИИ. Финансовые ворота Евразии  Редакционный обзор 
БЛИЦ-ОПРОС. Стандарты CRIRSCO снижают риски  Базарбай Нурабаев, Галым Нуржанов, Гарри Паркер 
ФОРУМ. На связи с инвесторами  Редакционный обзор 
БЛИЦ-ОПРОС. Евразийский союз: потенциал полностью не раскрыт  Александр Яковлев, Анатолий Ничкасов, Ара Саакян 
ПРОГНОЗ. Металлургия на изломе  Турар Жолмагамбетов 
ЗОЛОТО. Крепкий орешек  Сергей Смирнов 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem