Геологоразведка ждет перемен
В Казахстане имеются все предпосылки для открытия новых высококачественных месторождений твердых полезных ископаемых, однако для этого государству необходимо завершить реформирование геологической отрасли. К такому выводу пришли участники горно-металлургического конгресса Astana Mining & Metallurgy 2016.
Конгресс AMM сегодня признан одной из самых эффективных отраслевых площадок для взаимодействия между представителями власти, бизнеса и науки. В нынешнем, уже седьмом по счету, форуме горняков и металлургов приняли участие около 960 делегатов из 23 стран.
Открывая мероприятие, первый заместитель Премьер-министра Бакытжан Сагинтаев подчеркнул, что ГМК является ключевой сферой экономики Казахстана. Только в самой отрасли работают 300 тысяч человек, кроме того, ГМК дает мультипликативный эффект для развития смежных секторов, многократно увеличивая занятость населения и обеспечивая конкурентоспособность экономики в целом. Большая роль отводится ГМК и в программе индустриализации. В ее рамках перед отраслью поставлены такие задачи, как расширение мощностей действующих металлургических заводов, создание новых производств базовых металлов с последующим переделом, повышение производительности, стимулирование спроса на внутреннем рынке и экспорта. Понятно, что все это требует развития минерально-сырьевой базы, создания новых стимулов и снижения рисков для инвестиций в недропользование.
В этой связи знаковым событием конгресса стало принятие Казахстанской ассоциации публичной отчетности по ресурсам и запасам (KAZRC) в члены Комитета по международным стандартам отчетности CRIRSCO. По словам председателя Комитета CRIRSCO Гарри Паркера, это упростит процесс общения государства и инвесторов относительно качества активов, для которых требуются инвестиции. Кроме того, получение кода KAZRC открывает большие возможности для нашего ГМК, поскольку национальные стандарты, входящие в систему CRIRSCO, признаны ведущими международными биржами.
Как рассчитывают в правительстве, переход на стандарты отчетности CRIRSCO поможет развитию рынка юниорских компаний и, благодаря увеличению объемов разведки, приведет к открытию новых месторождений. Законодательной базой для внедрения стандартов KAZRC станет новый Кодекс о недрах и недропользовании, в основу которого заложена австралийская концептуальная модель «Первый пришел – первый получил». Кодекс, который должен быть принят к концу 2017 года, предусматривает такие нововведения, как упрощение условий недропользования и системы платежей (на этапе разведки будет взиматься только арендная плата по прогрессирующей шкале), а также радикальное сокращение процедур (при заключении контрактов потребуется только экспертиза в области экологической и промышленной безопасности). Среди других важных ноу-хау – введение статуса «удержания», когда, из-за объективных экономических или технологических причин недропользователь может приостановить работы на определенное время без штрафов, а также упразднение ГКЗ для вновь выдаваемых лицензий.
Кодекс еще не принят, но отдельные его положения уже обкатываются в тестовом режиме на реальных контрактах. Как сообщил в своем выступлении Асет Исекешев (на тот момент еще министр по инвестициям и развитию. – Ред.), в качестве пилотного проекта выбрана 100-километровая зона вокруг моногорода Степногорска. Срок предоставления контрактов на разведку здесь снижен с двух лет до 20 дней. Участки недр разделены на блоки по 2 километра, и за первый квартал заключено уже 11 контрактов по 25 блокам. «До конца текущего года мы планируем реализовать еще ряд площадей в ВКО, а также в районе Жезказгана и Аркалыка». В случае успеха эксперимента отработанные в ходе его механизмы будут закреплены в Кодексе и распространены на всю территорию страны.
По словам г-на Исекешева, это позволит в ближайшие три года удвоить количество сервисных компаний в Казахстане. Тем более, что поле деятельности для них открывается очень большое: по оценке министерства, площадь участков, перспективных с точки зрения недропользования, у нас составляет более 1 млн км2, из которых на данный момент законтрактовано лишь 12%, или 137 тыс. км2. «Таким образом, существует реальная перспектива открытия десятка месторождений, что подтверждают оценки специалистов. Я думаю, это даст десятки тысяч новых рабочих мест, особенно в моногородах, дополнительные налоги и прирост бюджета нашей страны», – резюмировал г-н Исекешев.
Проблемы и их решения
С оценками чиновников в ходе форума соглашались и сами инвесторы. К примеру, Виталий Несис, главный исполнительный директор Polymetal International, уверен в потенциале казахстанского ГМК, и прежде всего из-за благоприятной геологической обстановки: «Огромная территория в стране не изучена, вероятность обнаружения новых, высококачественных месторождений очень высока. И для игроков с долгосрочными стратегическими планами Казахстан очень привлекателен. Мы не исключение».
Вместе с тем он обратил внимание на то, что сегодня глобальный ГМК находится в сложной ситуации. Среди негативных тенденций – ухудшение качества сырьевой базы, которое проявляется в сокращении среднего содержания в месторождениях как уже действующих, так и планируемых к отработке. Во-вторых, идет постоянный рост инженерной сложности, капиталоемкости и сроков реализации новых проектов, что снижает их привлекательность для инвесторов. В-третьих, наблюдается повсеместное ужесточение экологических требований. К примеру, максимальное «нештрафуемое» содержание мышьяка в медном концентрате сократилось практически в 10 раз, при этом штрафы за превышение норм выросли приблизительно в 5 раз.
«Понятно, что тенденции отрицательные. Но есть и пути, которые можно использовать игрокам в отрасли, чтобы компенсировать их», – уверен г-н Несис. Прежде всего необходима интенсификация геологоразведочных работ с применением современных технологий. В этой связи для Polymetal International, как для недропользователя с активным присутствием в Казахстане, очень важно принятие стандартов CRIRSCO и переход на заявительный принцип по лицензированию, что позволит быстро нарастить объемы инвестиций в ГРР. Ответом на рост капиталоемкости и сложности проектов может стать использование централизованных перерабатывающих мощностей, так называемых «хабов», для активного вовлечения в разработку мелких и средних месторождений. Это сократит сроки освоения, капитальные затраты и инженерные риски, а также приведет к быстрому и устойчивому росту прибылей, налоговых поступлений и занятости в экономике. Наконец, применение современных технологий переработки позволит компенсировать ужесточение экологических требований и обеспечить экономическую эффективность даже в случае с месторождениями со сложными рудами.
В качестве примера успешного применения предложенных подходов г-н Несис привел два проекта Polymetal International. Первый из них – это освоение месторождения Кызыл. На протяжении более 20 лет предыдущие собственники безуспешно пытались реализовать этот золоторудный проект. Несмотря на то что месторождение очень крупное, достаточно богатое и находится в районе с достаточной инфраструктурой, его руда очень сложная, поэтому все попытки освоения провалились из-за высокой капиталоемкости и неспособности преодолеть инженерные риски. Российская компания решила использовать принципиально другой подход. Сама разработка начинается с открытого карьера, а не подземных горных работ. При этом перерабатываться упорный концентрат с Кызыла будет централизованно – на территории Российской Федерации. Как результат – меньшая капиталоемкость, существенно более низкие инженерные риски и очень быстрая реализация. Купил Кызыл около полутора лет назад, Polymetal планирует запустить его в эксплуатацию уже во второй половине 2018 года.
Второй пример – это развитие перерабатывающего кластера на базе месторождений Варваринское, которое компания развивает уже семь лет, и Комаровское, о приобретении которого Polymetal договорился относительно недавно. Вместо строительства сложного, дорогого и потенциально экологически небезопасного нового производства на Комаровском, россияне решили использовать свободные мощности фабрики на Варваринском. Как считает г-н Несис, это позволит достичь существенного роста производства с минимальной капиталоемкостью, низкими рисками и всего за год после закрытия сделки.
В свою очередь, главный исполнительный директор Eurasian Resources Group Бенедикт Соботка также отметил, что условия работы в ГМК за последние 10 лет сильно изменились, и компаниям необходимо задуматься о своем бизнесе, чтобы понять, какие меры могут дать им конкурентное преимущество в дальнейшем.
«Устойчивое развитие бизнеса – это наша основная цель. С тех пор как Евразийская Группа перестала быть публичной, мы прошли очень серьезную трансформацию и внедрили множество инициатив. Важным достижением в рамках первого этапа трансформации стала стратегическая реструктуризация долгового портфеля с ВТБ и Сбербанком. Это позволило выровнять профиль погашения корпоративного долга на следующие пять лет, обеспечив тем самым потенциал для дальнейшего роста».
В рамках трансформации ERG запустила множество инициатив в области технологий, инноваций и управления. Один из таких проектов получил название «Отходы в доходы». В прошлом году компания проанализировала законодательство в части техногенных минеральных образований, а также их себестоимость, провела экологическую экспертизу и получила заключение о возможности продажи отходов – углеродистой пыли, отработанной футеровки, отвального шлама.
«Мы заключили договоры на их продажу на Казахстанском электролизном заводе и «Алюминий Казахстана». К примеру, неопасный для человека, но скапливающийся миллионами тонн шлам нашел применение в строительстве дорог в Павлодарской области. Сегодня вместе с государством мы обсуждаем возможность применения отвальных шламов, щебней и песков предприятий ERG в строительстве автомобильных дорог и производстве бетона для возведения жилья в рамках государственной программы «Нурлы жол» в регионах присутствия Группы, в том числе для наших сотрудников. Таким образом мы преобразовали выработку отходов в бизнес–процесс по извлечению прибыли и вместе с государством преодолеваем экономический кризис», – рассказал о деталях проекта г-н Соботка.
Вместе с тем, обращаясь к чиновникам, он подчеркнул, что для преодоления нынешнего сложного периода необходимо законодательно сократить многочисленные требования и регуляторные меры для залога при получении кредитов и увеличении уставных капиталов недропользователей. Это позволит многим предприятиям ГМК преодолеть трудности в доступе к финансовым средствам, необходимым для развития производства.
Две стороны медали
О ситуации в геологической сфере участникам форума рассказал Базарбай Нурабаев, Председатель Комитета геологии и недропользования МИР РК. По его данным, за последние пять лет в геологоразведку горнорудного сектора инвестировано 156 млрд тенге, в том числе 22 млрд – из бюджета. В результате получен прирост запасов по золоту – 475 т, меди – 8 млн т и цинку – 988 тыс. т. При этом впервые на государственный баланс поставлено 15 месторождений ТПИ. Подобная работа проводилась на месторождениях УВС, урана, угля, черных металлов и др. Вместе с тем на свободных территориях имеются перспективные участки с ценными прогнозными ресурсами основных видов ПИ, что подтверждает необходимость проведения дальнейшего изучения недр.
Активную роль в этом процессе играет АО «Казгеология». В начале 2015 года компания сформировала партию, укомплектованную геофизическим оборудованием и программным обеспечением от ведущих мировых производителей, на покупку которого было вложено 730 млн тенге. Технические возможности партии позволяют проводить гравиразведку, магниторазведку и электроразведку с эффективной глубинностью исследований до полутора километров. Только в прошлом году партия выполнила порядка 3 500 п. км магниторазведки и 1 400 п. км электроразведки, по результатам которых выявлен ряд объектов с аномальными характеристиками. Среди наиболее интересных проектов Председатель правления компании Галым Нуржанов назвал поисковые работы на Тастинской площади в Улытауском районе и Кирейско-Опарской площади в Нуринском районе Карагандинской области, а также глубинное геологическое картирование на участке Аномальный близ п. Уштобе и разведочные работы на участке Дюсембай в районе п. Карсакпай.
По словам г-на Нуржанова, хотя из-за кризиса и пришлось свернуть многие проекты, оставив самые перспективные, все иностранные партнеры «Казгеологии» в 2015 году начали полномасштабную геологоразведку и подтвердили свои инвестиционные планы в Казахстане. Более того, в ходе самого форума нацкомпания подписала два новых меморандума: с Polymetal International – о совместных работах по поиску и разведке месторождений благородных и цветных металлов, а также с ТОО «Казцинк» – по полиметаллам.
Намного критичней оценил положение дел в сфере недропользования Исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец, который считает, что правительство должно принять радикальные меры по активизации геологической инфраструктуры отрасли.
Один из важнейших вопросов – подготовка кадров. «Готовить желательно, конечно, за границей. Ведь там работа геологических служб уже устоялась, да и обучение идет на английском языке. Но также нужно увеличивать количество обучающихся геологов в Казахстане. Специальность очень востребована и всегда будет таковой», – заявил глава АГМП. По его словам, отраслевое сообщество готово поддержать идею о том, чтобы часть средств из одного процента отчислений, направляемых недропользователем на обучение, шла на развитие и подготовку геологов, потому что именно в этой сфере у отечественного ГМК слабое место.
Инициативу поддержала и президент ассоциации производственных геологических организаций Галина Баймаханова: «В этом направлении нужно работать комплексно. С каждым годом количество и качество молодых геологов падает. И даже не проводится профориентационная работа. В таких ситуациях на помощь приходят профессиональные ассоциации, но и они не могут научить всех».
По ее мнению, в стране должен быть сформирован полноценный рынок профессиональных сервисных услуг и конкурентная среда с разнообразными предложениями – от консультаций, научного сопровождения и выполнения геологоразведочных работ до сложных заказов по геологической съемке, поискам, оценке и разведки перспективных участков, блоков и объектов недр с созданием трех- и четырехмерных моделей осадочных бассейнов и месторождений. Все проекты такого типа, а также разработки программного обеспечения для геоинформационных систем в геологии должны относиться к инновационным, с вытекающими из этого статуса преференциями. «Учитывая, что процесс геологического изучения недр является высокорискованным, длительным, капиталоемким и не всегда заканчивается удачно, т. е. коммерческим обнаружением месторождения, то нужны действенные страховые механизмы, качество выполнения работ. Считаем, что главными из них являются высокий профессионализм и соответствующая современным требованиям выстроенная система ответственности, подсчет запасов, застарелых запасов –профессиональная ответственность компетентных лиц».
Еще один вопрос, поднятый Николаем Радостовцем, – необходимость повышения статуса и роли Комитета геологии, а также увеличения финансирования отрасли. «Первый шаг уже сделан – «Казгеология» начала функционировать более активно. Но деньги, которые выделяются из бюджета, совершенно неудовлетворительны, более того, срезаны на этот год. Поэтому я считаю, что при формировании и корректировке бюджета на 2017 год геологи должны потребовать их увеличения».
Второй момент – отсутствие экономических стимулов, для того чтобы частные добывающие предприятия создавали и развивали собственные геологические службы. И это при том, что их сырьевая база постепенно истощается. К примеру, по-прежнему не решен вопрос с отменой НДС на ГРР и бонуса коммерческого обнаружения. Конечно, многие из проблемных вопросов будут сняты в новом Кодексе, однако часть задач нужно решать уже сейчас. «Я считаю, что если Кодекс о недрах будет приниматься только в следующем году, то уже этой осенью нужно принять те поправки, которые имеют принципиальное значение».
Похоже, что глава АГМП действительно прав: инвесторы не скрывают своего интереса к нашим недрам, однако ждут, когда обещания государства воплотятся в реальность. По крайней мере, второй аукцион по продаже лицензий на участки, требующие поисковых работ, который должен был пройти в рамках форума, так и не состоялся. Причина – недостаточное количество поданных заявок.
Сергей Гахов