USD/KZT 514.65 
EUR/KZT 544.6 
 KAZAKHSTAN  №5, 2016 год
 НЕФТЕСЕРВИС. Мы за партнерские отношения!
АРХИВ

Мы за партнерские отношения!

Действующие сегодня нормы закупок позволяют недропользователям устанавливать собственные правила игры в отношении отечественных сервисных компаний. Это зачастую ведет к сжатым срокам поставок, завышенным техническим требованиям и несвоевременной оплате. О том, как решаются эти вопросы, нам рассказал исполнительный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.

Нурлан
Атымбекович, какова сегодня ситуация в нефтесервисной отрасли?

В 2015 году общие затраты недропользователей на нефтесервисные услуги составили 1 310 млрд тенге, что на 3% меньше по сравнению с 2014 годом, когда цифра достигла 1 346 млрд тенге. Однако если рассмотреть эти показатели в разрезе трех основных групп недропользователей, то картина существенно изменится. У первой группы – недропользователей с долей участия «КазМунайГаза» наблюдается снижение закупок нефтесервисных услуг на 44% (с 284 до 160 млрд тенге). Вторая группа – операторы трех крупнейших в республике нефтегазовых проектов (ТШО, НКОК и КПО), напротив, демонстрируют рост на 53% (с 644 до 988 млрд тенге), связанный в основном с заменой труб на Кашагане и предварительными работами по Проекту будущего расширения на Тенгизе. Кстати, на долю этих трех проектов по итогам прошлого года приходится 72% всего рынка нефтесервиса. Наконец, третья группа, куда входят все остальные частные недропользователи, снизила объемы на 50%(с 417 до 208 млрд тенге).

Если же разбить рынок нефтесервиса на пять основных сегментов, то по итогам прошлого года наибольшее снижение в денежном выражении наблюдается по буровым работам – с 538 до 318 млрд тенге, или на 41%. Многие недропользователи из-за падения цен на нефть сократили объем закупок в данном сегменте. Так, если в 2014 году было пробурено 1 715 нефтегазовых скважин, а в 2015-м – 949, то в текущем году запланировано всего 684 скважины. То есть за два года этот показатель сократился на 60%.

 Что делается для повышения доли казахстанского содержания в общем объеме закупок?

У большинства недропользователей имеются цифровые обязательства по местному содержанию, за исключением КПО, ТШО и НКОК. С этими крупными операторами работу по повышению local content ведетотдельно Министерство энергетики. Так, совместно с ними сформирован перечень наиболее востребованных товаров и услуг, так называемый ТОП-10, которые целесообразно развивать в Казахстане. Это электрооборудование, клапаны, фитинги, фланцы, вращающееся оборудование, обсадные трубы, магистральные трубопроводы, теплообменники, резервуары, химреагенты. В рамках данной инициативы уже созданы предприятия по изготовлению модульных конструкций, производству фланцевых и фитинговых соединений, ремонту машиностроительного оборудования и др.

Кроме того, КПО, ТШО и НКОК прорабатывают вопрос использования Единой базы данных поставщиков «Алаш», которая позволит казахстанским компаниям находиться в одном информационном поле для трех операторов и их подрядчиков.

Важно отметить, что по итогам совещания, посвященного нефтесервису, которое прошло с участием премьер-министра 8 августа в Атырау, сформирована Рабочая группа под председательством министра энергетики Каната Бозумбаева по вопросам вовлечения отечественного бизнеса в крупные нефтегазовые проекты. В нее вошли представители ведущих нефтедобывающих компаний, государственных органов, отраслевых бизнес-сообществ, включая и наш Союз. Члены группы еженедельно встречаются для обсуждения мер, способствующих развитию местного содержания. Одной из них является введение норм, при которых во время реализации крупных капитальных проектов предпочтение отдается подрядчикам, обязующимся создать СП или консорциум с казахстанскими предприятиями для выполнения наукоемких и высокотехнологичных работ. Еще одно предложение – в случае наличия на нефтесервисном рынке не менее двух отечественных подрядчиков, отвечающих требованиям операторов, предпочтение должно отдаваться местной компании. Члены рабочей группы поспособствовали и тому, что НКОК и ТШО будут использовать опыт КПО по проведению «ранних тендеров»: когда потенциальный поставщик может получить контракт заранее – при условии производства товаров на территории республики на основе международных стандартов, с созданием совместных предприятий, консорциумов с нашими предприятиями.

В целом, сегодня у нас есть самое главное: понимание и поддержка со стороны крупных операторов по вопросам развития и вовлечения казахстанского бизнеса в реализуемые ими проекты.

Недавно вы жестко критиковали КМГ за лояльность к определенным компаниям…

Все же, пожалуй, это была не критика, а обращение к НК «КазМунайГаз» от лица членов нашего Союза. Как известно, нефтедобывающие «дочки» КМГ снизили объемы по бурению, что отразилось на сокращении выполняемых буровых работ частными компаниями.

В прошлом году на уровне правительства обсуждался вопрос по соблюдению положений Yellow Pages Rule – ограничении участия государства в предпринимательской деятельности. Основная идея Yellow Pages Rule предполагает исключение давления госсектора на развитие частного сектора путем запрета создания госкомпаний на тех рынках, где присутствует бизнес. Между тем, несмотря на конкурентную среду в нефтесервисном секторе Казахстана, недропользователи, входящие в состав НК «КазМунайГаз», каждый год заключают договоры с одними и теми же подрядчиками (группа компаний «Актаунефтесервис», «КРУЗ», «Жондеу», и пр.), тем самым ограничивая возможности других отечественных нефтесервисных компаний.

Понятно, что НК «КазМунайГаз» необходимо обеспечить объемами и работой свои предприятия, где трудятся десятки тысяч человек, но на рынке все же должна быть конкурентная борьба. В условиях интеграции в ВТО и ЕАЭС необходимо вести работу по взращиванию частных нефтесервисных компаний, а не аффилированных с государственными органами структур.

Какую долю от общего объема составляют закупки с нарушениями?

Союз не располагает точными данными исполнения контрактных обязательств недропользователей, но, по нашим наблюдениям, с каждым годом закупок, проведенных с нарушениями, становится меньше. Как я уже говорил вначале, рынок поделен на три категории. И чаще всего нарушения приходятся на группу частных недропользователей.

Действующие правила закупок позволяют им устанавливать условия, затрудняющие развитие конкурентного рынка: сжатые сроки поставок, завышенные технические требования, возможность отстранить поставщика за отсутствие перевода незначительных документов.

Если казахстанская компания участвует в тендере наряду с другими поставщиками, аффилированными с недропользователем, то те просто отзывают свои предложения. Тем самым тендер считается несостоявшимся из-за участия менее одного участника. А потом осуществляется закуп из одного источника.

Или же изначально прописывается, что оплата за оказанную услугу или поставленный товар осуществляется в течение 12, 18, 24 месяцев с момента подписания актов оказанных услуг. Очень мало компаний, готовых работать на таких условиях. Возможно, это делается специально, с целью отстранения нежелательных поставщиков.

В настоящее время создана Рабочая группа по внесению изменений и дополнений в Правила закупок частных недропользователей. В частности, есть договоренность об установлении периода оплаты за услуги, оказанные недропользователю. Это, пожалуй, важная норма, волнующая многие нефтесервисные компании, которые годами не могут добиться своевременных выплат. И если прежние правила в большей степени работали на благо недропользователей, то новые будут на стороне поставщиков.

Какие задачи стоят перед Союзом на ближайшее будущее?

Как показывают цифры, в дальнейшем основной объем нефтесервисных операций будет сконцентрирован вокруг трех крупных операторов – КПО, ТШО и НКОК. Свидетельство этому – Проект будущего расширения ТШО с бюджетом $37 млрд, планируемое расширение на Карачаганаке и начало добычи на месторождении Кашаган.

Необходимо признать, что доля вовлеченности отечественных поставщиков в этих нефтегазовых проектах не превышает 50%. Это обусловлено тем, что многие объявляемые тендеры огромны по бюджету, а в нашей стране очень мало компаний, способных участвовать в конкурсах, исчисляемых сотнями миллионов долларов, из-за нехватки оборотных средств и большого обеспечения тендерных гарантий.

В Казахстане некоторые иностранные компании на протяжении многих лет работают без привлечения местных партнеров, выплачивая мизерные суммы за субподрядные работы. В то же время ряд из них готов к сотрудничеству с казахстанскими игроками, на равных условиях делиться своими знаниями, опытом и технологиями.

В этой связи с помощью нашего Союза создаются СП между казахстанскими и иностранными подрядными компаниями. Так, уже созданы три крупных консорциума для выполнения капиталоемких работ на Проекте будущего расширения месторождения Тенгиз. В их числе «АСАР» (куда входят 10 казахстанских организаций под руководством крупной подрядной компании «ГАТЕ»), консорциум «Ренессанс/АТК» (в его рамках компания «Ренессанс», имеющая успешный опыт строительства многомиллиардных нефтехимических проектов в России и Туркменистане, передает свой опыт казахстанской строительной компании «АТК»), а также «САБИГ» (BI Group совместно с греческой «Архиродон»).

Мы намерены продолжить работу по формированию СП и консорциумов, привлечению малых и средних отечественных предприятий к выполнению субподрядных работ. Только так казахстанские компании смогут получить знания и опыт при реализации сложных и крупных проектов.

Жумагулов Нурлан Атымбекович

Родился в 1985 году. В 2009 году окончил Университет CapeBreton (Канада) по специальности «Нефтегазовое дело», стипендиат программы «Болашак».

В 2009–2010 годы – главный менеджер Департамента анализа и стратегического развития АО «Казахстанское контрактное агентство». С июня 2010 года – главный менеджер Департамента развития казахстанского содержания, директором Департамента развития местного содержания АО «Информационно-аналитический центр нефти и газа». С февраля 2015 года – директор Департамента развития местного содержания ТОО «Центр мониторинга и экспертизы рынка». С декабря 2015 года – главный эксперт Департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК.

С февраля 2016 года – генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана.



Список статей
УГОЛЬ. Уголь падения  Сергей Смирнов 
· 2017 MMG
· 2016 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2015 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2014 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2013 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2012 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2011 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2010 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2009 №1  №2  №3  №4  №5  №6
· 2008 №1  №2  №3  №4  №5/6
· 2007 №1  №2  №3  №4
· 2006 №1  №2  №3  №4
· 2005 №1  №2  №3  №4
· 2004 №1  №2  №3  №4
· 2003 №1  №2  №3  №4
· 2002 №1  №2  №3  №4
· 2001 №1/2  №3/4  №5/6
· 2000 №1  №2  №3





Rambler's
Top100
Rambler's Top100

  WMC     Baurzhan   Oil_Gas_ITE   Mediasystem